г. Тюмень |
|
12 декабря 2023 г. |
Дело N А70-21200/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на постановление от 30.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-21200/2022 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ИНН 1028600587399, ОГРН 1028600587399) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановления от 20.09.2022 по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - Мельник Татьяна Васильевна.
В заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Дегтярев А.С. по доверенности от 04.04.2023,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области -Гиголаев А.М. по доверенности от 27.01.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 20.09.2022 N 072/04/9.21-342/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мельник Татьяна Васильевна (далее - Мельник Т.В., потребитель)
Решением от 24.01.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) постановление от 20.09.2022 N 072/04/9.21-342/2022 изменено в части назначения обществу штрафа в размере, превышающем 100 000 руб.
Постановлением от 30.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, апелляционным судом сделан ошибочный вывод о возможности применения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Мельник Т.В. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.02.2022 между Мельник Т.В. и обществом заключен договор N Т13/22/0293-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома/садового/дачного дома, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, на территории Новотарманского муниципального образования, участок N 4-1 с кадастровым номером 72:17:1706013:3563; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 4 месяца со дня заключения договора.
Поскольку в установленный договором срок мероприятия по технологическому присоединению выполнены не были, потребитель обратился в управление с жалобой, по результатам рассмотрения которой (определение от 04.07.2022) антимонопольным органом выявлено нарушение обществом подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившееся в несоблюдении сроков выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта потребителя.
По данному факту управлением составлен протокол об административном правонарушении от 01.09.2022 и вынесено постановление от 20.09.2022 N 072/04/9.21-342/2022, которым АО "Россети Тюмень" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, однако счел возможным изменить оспариваемое постановление управления в части назначения обществу штрафа в размере, превышающем 100 000 руб.
Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости применения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В пункте 3 Правил N 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Привал N 861).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
При несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
В случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего подпункта:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заключенному между обществом и потребителем договору составлял 4 месяца со дня заключения договора; платежным поручением от 03.02.2022 N 733227 Мельник Т.В. произвела оплату за технологическое присоединение; акт об осуществлении технологического присоединения был составлен и подписан только 06.07.2022; согласно техническим условиями сетевая организация должна была урегулировать отношения с балансодержателем электросетевого хозяйства Гейн Р.В., используемого сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.
Вопреки позиции подателя жалобы срок договора был установлен АО "Россети Тюмень" не произвольно в пределах 6 месяцев, а именно 4 месяца в соответствии с Правилами N 861.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о нарушении обществом установленного Правилами N 861 порядка осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отметил, что в рамках дела N А70-21201/2022 подтверждена законность постановления от 20.09.2022 по делу N 072/04/9.21-343/2022 об административном правонарушении, возбужденном управлением на основании жалобы Мельник Т.В. на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств от 21.02.2022 N Т13/22/0247-ДТП между АО "Россети Тюмень" и Мельник Т.В.; антимонопольным органом 01.09.2022 в рамках единых контрольных мероприятий по итогам рассмотрения двух жалоб Мельник Т.В. в один день (01.09.2022) были выявлены два нарушения, допущенные обществом при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Мельник Т.В. на смежных земельных участках, оформленные протоколами об административном правонарушении N 072/04/9.21-342/2022 и N 072/04/9.21-343/2022 от одной даты - 01.09.2022; дела об административных правонарушениях N 072/04/9.21-342/2022 и N 072/04/9.21-343/2022 возбуждены управлением в один день - 04.07.2022, постановления по ним о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и о назначении административного наказания вынесены антимонопольным органом в одну дату - 20.09.2022.
При этом апелляционный суд указал, поскольку обстоятельства совершения обществом вышеназванных административных правонарушений были выявлены административным органом по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, которое было проведено им в отношении одного и того же юридического лица, в один день вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности, административное наказание должно быть назначено обществу как за совершение одного правонарушения.
Так, согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049, является универсальным и подлежит учету при оценке спорных правоотношений по настоящему делу.
Вопреки позиции подателя жалобы то обстоятельство, что нарушения выявлены при осуществлении обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Мельник Т.В. на разных земельных участках, не имеет значения, поскольку для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ имеет значение факт выявления двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Принимая во внимание, что составляющее предмет настоящего спора правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ выявлено антимонопольным органом в результате одной проверки, которой также было выявлено аналогичное правонарушение, за которое общество уже было привлечено к административной ответственности на основании постановления от 20.09.2022 по делу N 072/04/9.21-343/2022 об административном правонарушении (законность подтверждена судебными актами по делу N А70-21201/2022), в виде штрафа в размере 200 000 руб., апелляционный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленное АО "Россети Тюмень" требование.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 30.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-21200/2022 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции подателя жалобы то обстоятельство, что нарушения выявлены при осуществлении обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Мельник Т.В. на разных земельных участках, не имеет значения, поскольку для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ имеет значение факт выявления двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Принимая во внимание, что составляющее предмет настоящего спора правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ выявлено антимонопольным органом в результате одной проверки, которой также было выявлено аналогичное правонарушение, за которое общество уже было привлечено к административной ответственности на основании постановления от 20.09.2022 по делу N 072/04/9.21-343/2022 об административном правонарушении (законность подтверждена судебными актами по делу N А70-21201/2022), в виде штрафа в размере 200 000 руб., апелляционный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого постановления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2023 г. N Ф04-6373/23 по делу N А70-21200/2022