г. Тюмень |
|
13 декабря 2023 г. |
Дело N А03-6423/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кредитного потребительского кооператива "Импульс" на решение от 21.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 22.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А03-6423/2023 по заявлению кредитного потребительского кооператива "Импульс" (656056, город Барнаул, улица Льва Толстого, дом 22, офис 103, ИНН 2225094932, ОГРН 1082225005510) к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления (107016, город Москва, улица Неглинная, дом 12, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020; 656056, город Барнаул, улица Максима Горького, дом 30) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
кредитный потребительский кооператив "Импульс" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган, банк) от 06.04.2023 N 23-909/3110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением от 21.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, кооператив просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его деянии отсутствует событие и состав вменяемого административного правонарушения, поскольку предписание банка исполнено в полном объеме (20.01.2023 в правила внутреннего контроля (далее - ПВК) от 20.12.2022 внесены необходимые изменения, с работниками кооператива проведен соответствующий инструктаж); отсутствие в электронной версии ПВК необходимых сведений произошло по вине должностного лица кооператива, который привлечен к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках осуществления надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций банком рассмотрены представленные кооперативом (письмо от 23.09.2022 N 121) ПВК в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (утв. приказом руководителя кооператива от 09.09.2022) и выявлены нарушения пунктов 3.1, 5.2 Положения Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 445-П), пункта 1.1 Положения Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 444-П) (в программе идентификации и других разделах ПВК не предусмотрен сбор сведений, необходимых для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, являющейся представителем клиента, выгодоприобретателем;
в приложении 12 к ПВК, содержащем перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, описание признаков с кодами вида признака: 13045, 14926, 44017, 44028, 44049, 440510 не соответствует описанию, указанному в приложении 3 к Положению N 445-П в части указания суммы операции, а также описание признаков с кодами вида признака 129212, 140413 - не соответствует описанию в части содержания).
В связи с этим банком выдано предписание от 28.12.2022 N Т601-15-1-4/6057, согласно которому кооперативу надлежало устранить нарушение требований пунктов 3.1, 5.2 Положения N 445-П путем приведения ПВК в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; отчет об исполнении предписания с приложением копий документов необходимо направить в электронном виде через личный кабинет участника информационного обмена на официальном сайте Банка России в сети Интернет в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения данного предписания.
Неисполнение указанного предписания в части устранения нарушения пункта 3.1 Положения N 445-П в установленный срок (до 30.01.2023) послужило основанием для составления уполномоченными должностными лицами банка протокола об административном правонарушении от 23.03.2023 N ТУ-01-ЮЛ-23-909/1020-1 и вынесения постановления от 06.04.2023 N 23-909/3110 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о наличии в деянии кооператива состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать ПВК, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию данных правил, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены кредитные потребительские кооперативы (статья 5 Закона N 115-ФЗ).
Исходя из положений пункта 9.1 статьи 4, пункта 12 статьи 76.1, статья 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ), пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" в целях устранения нарушений положений Закона N 115-ФЗ банк вправе направлять кредитным потребительским кооперативам обязательные для исполнения предписания, запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции.
Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов. Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России (статья 76.9 Закона N 86-ФЗ).
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.10.2021 N 5969-У установлен порядок взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета (далее - Указание N 5969-У).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции установили, что вынесенное в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения предписание банка от 28.12.2022 направлено кооперативу путем размещения в личном кабинете 28.12.2022 и считается полученным 29.12.2022 (по правилам раздела 4 Указания N 5969-У); письмами от 20.01.2023, от 10.02.2023 кооператив представил банку копию ПВК, утвержденных приказом руководителя от 20.12.2022, при этом в программе идентификации и других разделах ПВК не предусмотрен сбор сведений, необходимых для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, являющейся представителем клиента, выгодоприобретателем; таким образом, указанное в предписании банка нарушение пункта 3.1 Положения N 445-П, пункта 1.1 Положения N 444-П не было устранено кооперативом.
Ссылка кооператива на фактическое включение необходимых сведений в ПВК (в бумажном варианте) обоснованно отклонена судами, поскольку данная информация не была представлена банку.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие кооперативом всех предусмотренных мер для соблюдения законодательства, существование каких-либо препятствий для своевременного и полного выполнения предписания банка, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения кооператива к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено кооперативу как субъекту малого предпринимательства с применением положений статьи 4.1.2 КоАП РФ в размере 350 000 руб. Суды не усмотрели оснований для применения положений части 4 статьи 2.1, статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного кооперативом требования о признании незаконным и отмене постановления банка от 06.04.2023 N 23-909/3110.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки судов нижестоящих инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, не опровергают их выводы и по существу направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
С учетом изложенного суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6423/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции установили, что вынесенное в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения предписание банка от 28.12.2022 направлено кооперативу путем размещения в личном кабинете 28.12.2022 и считается полученным 29.12.2022 (по правилам раздела 4 Указания N 5969-У); письмами от 20.01.2023, от 10.02.2023 кооператив представил банку копию ПВК, утвержденных приказом руководителя от 20.12.2022, при этом в программе идентификации и других разделах ПВК не предусмотрен сбор сведений, необходимых для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, являющейся представителем клиента, выгодоприобретателем; таким образом, указанное в предписании банка нарушение пункта 3.1 Положения N 445-П, пункта 1.1 Положения N 444-П не было устранено кооперативом.
...
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие кооперативом всех предусмотренных мер для соблюдения законодательства, существование каких-либо препятствий для своевременного и полного выполнения предписания банка, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.
...
Административное наказание в виде административного штрафа назначено кооперативу как субъекту малого предпринимательства с применением положений статьи 4.1.2 КоАП РФ в размере 350 000 руб. Суды не усмотрели оснований для применения положений части 4 статьи 2.1, статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2023 г. N Ф04-6058/23 по делу N А03-6423/2023