г. Тюмень |
|
13 декабря 2023 г. |
Дело N А45-23336/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции (аудиозаписи) помощником судьи Евдокимовой В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-биологический союз - Технология" на решение от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-23336/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медико-биологический союз - Технология" (630090, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Инженерная, дом 16, офис 310, ОГРН 1165476142523, ИНН 5408011142) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 42А, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) о признании недействительными акта, решения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (ОГРН 1045207042528, ИНН 5256048032) в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в городе Новосибирске; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер" (ИНН 5404131745); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (ИНН 5406011130); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N 13" (ИНН 5403130227); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Детская городская клиническая больница N 4 имени B.C. Гераськова" (ИНН 5404129030); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "ГКБСМП N 2" (ИНН 5405146977); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 25" (ИНН 5410127176); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Центральная клиническая больница" (ИНН 5408120624); Федеральное казенное учреждение здравоохранения "МСЧ МВД России по Новосибирской области" (ИНН 5406345862); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной госпиталь N 2 ветеранов войн" (ИНН 5406188634); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "ГКП N 7" (ИНН 5405148780); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N 2" (ИНН 5405241444); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N 22" (ИНН 5403183691); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N 29" (ИНН 5410006140); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Венгеровская ЦРБ" (ИНН 5419101278); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Доволенская ЦРБ" (ИНН 5420100254); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Здвинская ЦРБ" (ИНН 5421100666); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Каргатская центральная районная больница" (ИНН 5423101256); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Колыванская ЦРБ" (ИНН 5424101636); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Коченевская ЦРБ" (ИНН 5425102953); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская ЦРБ" (ИНН 5447100029); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области Кыштовская ЦРБ (ИНН 5430100422); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Мошковская ЦРБ" (ИНН 5432100065); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская клиническая центральная районная больница" (ИНН 5433108236); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Северная ЦРБ" (ИНН 5435100232); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Убинская ЦРБ" (ИНН 5439100547); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Усть-Таркская ЦРБ" (ИНН 5416100854); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Чановская ЦРБ" (ИНН 5415100932); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Линевская районная больница" (ИНН 5443106157); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Чистоозерная ЦРБ" (ИНН 5441100840); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская клиническая районная больница N 1" (ИНН 5433137780), Министерство здравоохранения Новосибирской области (ИНН 5406635579).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Медико-биологический союз - Технология" - Бахвалова Г.Ф. по доверенности от 01.09.2023, Пинекер А.В. по доверенности от 01.08.2023 путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел";
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области - Злобина Н.А. по доверенности от 03.05.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медико-биологический союз-Технология" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - фонд) о признании недействительными акта повторной медико-экономической экспертизы от 17.05.2021 N 366 (далее - акт от 17.05.2021 N 366), решения фонда от 25.05.2021 N 30-пр об обоснованности примененного страховой медицинской организацией - филиал ООО "СК "Ингосстрах-М" в городе Новосибирске - дефекта (далее - решение от 25.05.2021 N 30-пр) в части 699 случаев оказания медицинской помощи, в том числе 35 случаев по которым фонд согласился с необоснованностью применения дефекта в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в городе Новосибирске (далее - страховая медицинская организация); государственные бюджетные учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер"; "Станция скорой медицинской помощи"; "Городская клиническая поликлиника N 13"; "Детская городская клиническая больница N 4 имени B.C. Гераськова"; "ГКБСМП N 2"; "Городская клиническая больница N 25"; "Центральная клиническая больница"; "Новосибирский областной госпиталь N 2 ветеранов войн"; "ГКП N 7"; "Городская клиническая поликлиника N 2"; "Городская клиническая поликлиника N 22"; "Городская клиническая поликлиника N 29"; "Венгеровская ЦРБ"; "Доволенская ЦРБ"; "Здвинская ЦРБ"; "Каргатская центральная районная больница"; "Колыванская ЦРБ"; "Коченевская ЦРБ"; "Куйбышевская ЦРБ"; Кыштовская ЦРБ; "Мошковская ЦРБ"; "Новосибирская клиническая центральная районная больница"; "Северная ЦРБ"; "Убинская ЦРБ"; "Усть-Таркская ЦРБ"; "Чановская ЦРБ"; "Линевская районная больница"; "Чистоозерная ЦРБ"; "Новосибирская клиническая районная больница N 1", Министерство здравоохранения Новосибирской области; Федеральное казенное учреждение здравоохранения "МСЧ МВД России по Новосибирской области".
Решением от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено в части признания недействительными акта от 17.05.2021 N 366, решения от 25.05.2021 N 30-пр в части 38 случаев оказания медицинской помощи; в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, фондом нарушен порядок проведения повторной медико-экономической экспертизы и направления ее результатов; экспертиза проводилась только один рабочий день (14.05.2021), что свидетельствует о формальном подходе к ее проведению; в соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.12.2017 N 15297/30/и фонд должен был осуществить контроль за деятельностью общества в рамках медико-экономического контроля, а не в рамках медико-экономической экспертизы и принять соответствующие меры в отношении страховой медицинской организации, а не общества; COVID-19 является инфекционным заболеванием, вызванным вирусом SARS-CoV-2 и наличие положительного лабораторного исследования, независимо от наличия клинических проявлений является случаем заболевания, следовательно по направлениям Панферовой П.А. неправомерно применен дефект; маркировка "желтая" на ПЦР-тестах Заброцкого С.С. и Иванова Ю.О. относится к категории "обследование в динамике пациентов с подтвержденным COVID-19" и относится к страховому случаю; медицинская карта Задорожной С.М. оформлена медицинской организацией с дефектами, что не доказывает факта неоказания медицинской помощи; непредставление фондом реестров счетов на оплату медицинской помощи свидетельствует о недоказанности им законности акта от 17.05.2021 N 366 и решения от 25.05.2021 N 30-пр.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве фонда на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом и страховой медицинской организацией заключен договор от 08.05.2020 N 224 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор от 08.05.2020 N 224), по условиям которого фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно пункту 4.11 договора от 08.05.2020 N 224 фонд осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, в том числе по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проводит проверку деятельности страховой медицинской организации, в том числе путем ревизий.
По поручению фонда страховой медицинской организацией проведена тематическая медико-экономическая экспертиза обоснованности предъявленных обществом на оплату счетов за оказанные в 2020 году диагностические услуги, по результатам которой выявлено 1107 случаев диагностики, необоснованно включенных в реестр счетов диагностических исследований на COVID-19 (дефект 5.3.1 "Нарушения, связанные с включением в реестр счетов видов медицинской помощи, не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования").
На основании поступивших от общества претензий фондом проведена повторная медико-экономическая экспертиза, составлен акт от 17.05.2021 N 366 и вынесено решение от 25.05.2021 N 30-пр, результаты повторной экспертизы совпали с первичной (оплате за счет средств обязательного медицинского страхования не подлежали: 539 случаев лечения контактных лиц с больными COVID-19, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, а также лиц, прибывающих из субъектов Российской Федерации или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, не имеющих симптомов инфекционного заболевания; 568 случаев лечения работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности).
Общество 21.07.2021 направило фонду протокол разногласий на акт от 17.05.2021 N 366 и решение от 25.05.2021 N 30-пр, которые были рассмотрены фондом и результаты рассмотрения направлены обществу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении части заявленного требования (за исключением 38 случаев оказания медицинской помощи), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования остальных случаев оказания медицинской помощи, выполненных в рамках профилактики коронавирусной инфекции COVID-19.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 названного Закона территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Судами установлено, что на основании Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 7 (03.06.2020)", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, приказа от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, приказами Министерства здравоохранения Новосибирской области от 13.04.2020 N 873, от 25.04.2020 N 973, от 28.05.2020 N 1238, от 27.11.2020 N 3022 "Об организации проведения лабораторных исследований на COVID-2019 в Новосибирской области" на общество возложена обязанность по приему биологического материала от медицинских организаций по направлению лечащего врача и предоставление результатов незамедлительно по их завершению (в течение не более 48 часов) по следующим категориям: лица, контактировавшие с больным COVID-19, при отсутствии клинических проявлений на 8-10 день со дня контакта, дети из организованных коллективов при возникновении трех и более случаев заболеваний, не исключающих COVID-19, а также медицинские работники, имеющие риски инфицирования на рабочих местах.
Согласно приложению N 8 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области, нарушения общества выражаются в необоснованном предъявлении на оплату за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской помощи, которая не входит в территориальную программу обязательного медицинского страхования, (дефект 5.3.1 "Нарушения, связанные с включением в реестр счетов видов медицинской помощи, не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования"), а именно предъявлении на оплату за счет средств обязательного медицинского страхования лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 ПЦР-тестов лиц в отсутствии у них симптомов инфекционного заболевания или наличия диагноза COVID-19.
Частью 4 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, подлежащая оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, установлен частью 6 статьи 35, статьей 36 Закона N 326-ФЗ и Территориальной программой обязательного медицинского страхования, принятой постановлением Правительства Новосибирской области от 24.12.2019 N 499-п (далее - Территориальная программа обязательного медицинского страхования); в их число включены, в том числе инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита (пункт 1 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, разделы 3, 5 Территориальной программы обязательного медицинского страхования).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования. При установлении территориальной программой обязательного медицинского страхования перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования территориальная программа обязательного медицинского страхования должна включать в себя также значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, значение норматива финансового обеспечения в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, условия оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях (части 7, 8 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Финансовое обеспечение исполнения Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области в 2020 году осуществлялось как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств областного бюджета. При этом за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2020 году подлежали оплате медицинская помощь и профилактические мероприятия при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 данной Программы (раздел 5 Программы).
В пункте 2.3 Порядка применения способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях (Приложение N 2 к дополнительному соглашению N 2 к тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования) указано, что диагностические услуги, предоставляемые в соответствии с маршрутизацией потока больных, установленной приказами Министерства здравоохранения Новосибирской области, в числе которых тестирование групп риска на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом ПЦР, не входят в состав подушевого тарифа, оплачиваются отдельно по утвержденным тарифам.
При этом данный вид услуг не включен в закрытый перечень услуг, подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы (раздел 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19" обязанность по обеспечению обязательного проведения лабораторного обследования на COVID-2019 лиц, вернувшихся на территорию Российской Федерации с признаками респираторных заболеваний, контактировавших с больным COVID-2019, медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, возложена на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, что подразумевает организационное и финансовое обеспечение данных мероприятий.
Как указано в преамбуле данного постановления, оно принято в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Абзацем четырнадцатым статьи 1 Закона N 52-ФЗ установлено определение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Из анализа приведенных норм права следует, что наступление страхового случая, подлежащего оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, законодатель связывает с заболеванием или иным изменением состояния здоровья застрахованного лица, включенным в перечень страховых случаев законодателем или Территориальной программой обязательного медицинского страхования, в то время как медико-санитарные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, относятся к санитарно-противоэпидемическим и профилактическим мероприятиям, финансируемым из иных источников.
Обязательное ПЦР-тестирование лиц, имеющих повышенный риск инфицирования COVID-19 в силу состоявшихся либо возможных контактов с заболевшим (установленного контакта с зараженным человеком, прибытия из регионов с неблагоприятной эпидемиологической остановкой либо осуществления профессиональной деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи больным COVID-19), в связи с этим представляющих потенциальную угрозу распространения COVID-19, но при этом не имеющих подтвержденного диагноза COVID-19 или признаков инфекционного заболевания, обусловлено не состоянием их здоровья или необходимостью оказания им медицинской помощи, а наряду с изоляцией отнесено к мероприятиям эпидемиологической тактики, направленным на предотвращение распространения заболевания COVID-19, которое постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" внесено в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
По смыслу приведенных выше норм права и положений Территориальной программы обязательного медицинского страхования мероприятия по ПЦР - диагностике лиц из групп повышенного риска инфицирования COVID-19 (контактных с больными COVID-19, лиц, вернувшихся из субъектов Российской Федерации или иных стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при осуществлении профессиональной деятельности), направленные на предотвращение распространения инфекционного заболевания, но не обусловленные наличием признаков заболевания застрахованного лица, не относятся к страховым случаям, подлежащим оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой или территориальной программ обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно информации в представленных направлениях на исследование COVID-19 у спорных категорий застрахованных лиц на момент получения указанных направлений отсутствовали признаки инфекционного заболевания (случай болезни не наступил); в реестрах счетов отсутствуют сведения о прохождении пациентами лечения по случаю инфекционного заболевания; лица, направленные на исследование COVID-19, в направлениях которых указаны (маркировка - желтая, согласно которой пациент является лицом с ранее подтвержденным COVID-19; отягощенный эпидемиологический анамнез по COVID-19, контроль КВИ), являются лицами, за которыми необходимо организовать медицинское наблюдение в соответствии с пунктом 7 приказа Министерства здравоохранения Новосибирской области от 31.07.2020 N 1861 "Об утверждении схемы маршрутизации пациентов с подозрением и подтвержденным COVID-2019", следовательно, направления им выданы в рамках предотвращения распространения инфекционного заболевания и не относятся к страховым случаям, подлежащим оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой или Территориальной программ обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам, что случаи ПЦР-диагностики (за исключением 3 случаев - Денисова А.В., Заяц Л.М., Киселева Д.С. и 35 случаев, признанных фондом в ходе рассмотрения дела необоснованно включенными в акт от 17.05.2021 N 366 и решение от 25.05.2021 N 30-пр) проводились для лиц из групп повышенного риска инфицирования COVID-19 (контактных с больными COVID-19, лиц, вернувшихся из субъектов Российской Федерации или иных стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при осуществлении профессиональной деятельности) в целях осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционного заболевания, но не обусловлены наличием признаков заболевания застрахованного лица, в связи с чем не относятся к страховым случаям, подлежащим оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой или Территориальной программ обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области.
Принимая во внимание положения пункта 10 части 2 статьи 38, статьи 40, части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ, Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, суды не усмотрели нарушений фондом процедуры проведения повторной медико-экономической экспертизы и направления ее результатов.
Вопреки доводам общества о необходимости осуществления в рассматриваемом случае контроля за деятельностью общества в соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.12.2017 N 15297/30/и в рамках медико-экономического контроля, а не в рамках медико-экономической экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что данное письмо было издано Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в целях реализации положений Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом от 01.12.2010 N 230, который признан утратившим силу.
На основании положений статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункта 27 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, суды верно сочли, что в рамках медико-экономического контроля первичная документация не исследуется, в связи с чем на этапе медико-экономического контроля невозможно выявить нарушения, связанные с включением в реестров счетов видов медицинской помощи, не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в признании недействительными акта от 17.05.2021 N 366, решения от 25.05.2021 N 30-пр (за исключением 38 случаев оказания медицинской помощи).
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23336/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам общества о необходимости осуществления в рассматриваемом случае контроля за деятельностью общества в соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.12.2017 N 15297/30/и в рамках медико-экономического контроля, а не в рамках медико-экономической экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что данное письмо было издано Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в целях реализации положений Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом от 01.12.2010 N 230, который признан утратившим силу.
На основании положений статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункта 27 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, суды верно сочли, что в рамках медико-экономического контроля первичная документация не исследуется, в связи с чем на этапе медико-экономического контроля невозможно выявить нарушения, связанные с включением в реестров счетов видов медицинской помощи, не входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2023 г. N Ф04-6584/23 по делу N А45-23336/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5675/2023
13.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6584/2023
24.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5675/2023
25.05.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-23336/2021