г. Тюмень |
|
15 декабря 2023 г. |
Дело N А45-34133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Краснозерская центральная районная больница" на решение от 05.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 28.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-34133/2022 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Краснозерская центральная районная больница" (632902, Новосибирская область, р.п. Краснозерское, ул. Ленина, д. 81, ОГРН 1025405013590, ИНН 5427101031) к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, г. Новосибирск, пр-т Красный, д. 42А, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) о признании незаконными требования и акта.
Третье лицо: Министерство здравоохранения Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, проспект Красный, 18, ОГРН 1105476026765, ИНН 5406635579).
В заседании принял участие представитель Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области Мусихин И.В. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Краснозерская центральная районная больница" (далее - Больница, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Фонд), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства здравоохранения Новосибирской области о признании незаконным акта от 26.08.2022 N 05-08-45 в части выводов о нецелевом использовании средств на посмертное патологоанатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека и требования о возврате по указанному основанию 2 722 479,14 руб.
Решением от 05.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Больница, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Заявитель является медицинской организацией, являющейся субъектом системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), с которой заключен соответствующий договор; включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам.
На основании приказа от 09.08.2022 N 167 Фондом проведена плановая выездная комплексная проверка заявителя с целью контроля за его деятельностью за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 и использованием в 2020, 2021 годах средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) Фонда для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
В ходе проверки было установлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 3 304 419,10 руб. (в том числе в части расходов на финансирование структурных подразделений, финансируемых из иных источников, а именно в части оплаты труда сотрудников патологоанатомического отделения в размере 2 722 479,14 руб.); нецелевое использование средств НСЗ на сумму 17 658, 37 руб.
По итогам проверки Фондом составлен акт от 26.08.2022 N 05-08-45, содержащий требование о возврате Больницей в бюджет Фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 304 419,10 руб. (включая спорную сумму 2 722 479,14 руб.) в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 330 441,91 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, в том числе в отношении спорной суммы 272 247,91 руб.), а также требование о возврате средств НСЗ для софинансирования оплаты труда, использованных не по целевому назначению в сумме 17 658,37 руб.
Заявителем полностью исполнено требование о возврате в бюджет Фонда средств НСЗ в сумме 17 658, 37 руб. (платежное поручение от 30.08.2022 N 4108), частично исполнено требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в размере 37 547,45 руб. (платежное поручение от 31.08.2022 N 4109), оплачен штраф - 330 441,91 руб. (платежное поручение от 31.08.2022 N 4120, от 20.09.2022 N 4579). Средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 3 266 871, 65 руб. в бюджет Фонда не возвращены.
Полагая акт проверки в части вывода о нецелевом использовании средств на посмертное патологоанатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека в сумме 2 722 479, 14 руб. незаконным, Больница обратилась в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь положениями статей 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 418, 430, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 9, 20, 34, 35, 36, 37, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статей 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Программами государственных гарантий на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных, соответственно, постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, от 28.12.2020 N 2299 (далее - Программы государственных гарантий), Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных, соответственно, постановлениями Правительства Новосибирской области от 24.12.2019 N 499-П, от 29.12.2020 N 561-П (далее - Территориальные программы), пришли к выводам о неправомерности заявленных Больницей требований, поскольку довод Фонда о наличии со стороны Больницы нарушений правил о целевом расходовании средств внебюджетного фонда в спорный период нашел документальное подтверждение и нормативно обоснован.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Фонда, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
С учетом данных журналов диагностических исследований, журналов вскрытий, отчетных форм было установлено, что сотрудниками патологоанатомического отделения Больницы в 2020, 2021 годах прижизненные патологоанатомические исследования по биопсийному (операционному) материалу не проводились, проведены посмертные патологоанатомические вскрытия и исследования внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов (Правила проведения патолого-анатомических исследований, утвержденные приказом Минздрава России от 24.03.2016 N 179н).
По мнению заявителя, затраты на проведение посмертного патологоанатомического исследования внутренних органов и тканей умершего человека должны компенсироваться за счет средств ОМС, поскольку такие исследования являются обязательными в силу необходимости контроля качества оказания медицинской помощи, гарантированы законодательством об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и ОМС.
Поддерживая выводы судов о том, что посмертное патологоанатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека в проверенном периоде не подлежит оплате за счет средств ОМС, поскольку патологоанатомические вскрытия отнесены к иным государственным услугам, не относятся к видам медицинской помощи, оказываемой по территориальным программам ОМС, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В проверяемом периоде структура тарифа и способы оплаты медицинской помощи определялись Тарифными соглашениями в системе ОМС от 28.01.2020 (на 2020 год), от 19.01.2021 (на 2021 год) (далее - Тарифные соглашения). Виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев определялись Территориальными программами на соответствующий год и соответствовали базовой программе ОМС.
Согласно пунктам 3.2 и 2.2 Тарифных соглашений на соответствующий год нецелевым использованием средств ОМС является направление медицинской организацией средств ОМС на цели, полностью или частично не соответствующие целям, установленным Тарифным соглашением, в том числе: на возмещение расходов по видам медицинской помощи, не включенным в Территориальную программу; на возмещение расходов по медицинской помощи, не предусмотренной лицензией медицинской организации; на возмещение расходов, не включенных в состав тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС; расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов; расходование средств ОМС сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами; оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС.
Пунктом 7 статьи 3 Закона N 326-ФЗ определено, что застрахованным лицом является физическое лицо, на которое распространяется ОМС.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно раздела IV Программ государственных гарантий, Территориальных программ за счет средств ОМС медицинская помощь оказывается застрахованным лицам; оказание медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам не входит в Территориальную программу и финансирование такой помощи осуществляется за счет средств бюджета Новосибирской области.
С учетом положений статей 418, 779 ГК РФ суды правомерно определили, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС отнесен к договорам возмездного оказания услуг; в случае смерти кредитора (в данном случае застрахованного лица) договор прекращает свое действие, обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в отношении этого застрахованного лица прекращаются в момент смерти застрахованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом из содержания положений Закона N 326-ФЗ и Закона N 323-ФЗ следует, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья (то есть, состояния физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма) путем оказания медицинских услуг, проведения диагностики.
Таким образом, как верно указано судами, за счет средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая при их жизни. При этом застрахованное лицо - это физическое лицо, а страховой случай - это заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия, а не смерть данного застрахованного лица.
То есть, с момента смерти гражданин перестает быть застрахованным лицом в системе ОМС; следовательно, все, что происходит далее с телом умершего гражданина не может оплачиваться за счет средств ОМС, а оплата производится за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 67 Закона N 323-ФЗ патологоанатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания.
В соответствии с разделом V Программ государственных гарантий оказание медицинской помощи и предоставление иных государственных услуг (выполнение работ) в патологоанатомических бюро и патологоанатомических отделениях медицинских организаций (за исключением диагностических исследований, проводимых по заболеваниям, указанным в разделе III Программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС) осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Абзацы 2, 3, 4 разделов V Территориальных программ содержат перечень видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС; ими также предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области осуществляется финансовое обеспечение скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в территориальную программу ОМС, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
Статьями 3, 2 соответствующих Тарифных соглашений установлены тарифы исключительно за прижизненное морфологическое (гистологическое) исследование операционно-биопсийного материала в зависимости от категории сложности исследования. При этом, как верно отмечено судами, тарифы на исследование аутопсийного материала (материала трупа) в Тарифных соглашениях отсутствуют, а, следовательно, указанные государственные услуги не оплачиваются за счет средств ОМС.
Судами обоснованно отмечено, что поскольку Тарифные соглашения подписаны, в том числе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то условие об оплате за счет средств ОМС исключительно морфологических исследований биопсийного материала согласовано с органом, уполномоченным на распоряжение бюджетными средствами Новосибирской области и является отражением общей согласованной позиции сторон Тарифного соглашения.
Суды верно указали, что патологоанатомические вскрытия с установлением посмертного диагноза проводятся с целью оценки качества оказанной медицинской помощи, установления фактов насильственной смерти, смерти по врачебной ошибке, научных и статистических целях, предотвращения распространения опасных инфекционных заболеваний и не являются этапом оказания медицинской помощи застрахованному лицу.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что патологоанатомические вскрытия являются иными государственными услугами в патологоанатомических бюро и патологоанатомических отделениях медицинских организаций и не относятся к видам медицинской помощи, оказываемой по территориальным программам ОМС.
Раздел III Программ государственных гарантий не относит смерть гражданина к заболеваниям и состояниям, при которых оказывается бесплатная медицинская помощь за счет средств ОМС, соответственно, паталогоанатомическое вскрытие не относится к медицинской помощи по ОМС при заболеваниях и состояниях, указанных в данном разделе Программы.
Таким образом, поскольку кассатором не представлено доказательств того, что патологоанатомическое вскрытие и проведение в его рамках предусмотренных исследований включены в структуру Территориальной программы, принятой в субъекте России, финансирование которых осуществляется не за счет иных средств, а за счет средств Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-34133/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом из содержания положений Закона N 326-ФЗ и Закона N 323-ФЗ следует, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья (то есть, состояния физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма) путем оказания медицинских услуг, проведения диагностики.
Таким образом, как верно указано судами, за счет средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая при их жизни. При этом застрахованное лицо - это физическое лицо, а страховой случай - это заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия, а не смерть данного застрахованного лица.
То есть, с момента смерти гражданин перестает быть застрахованным лицом в системе ОМС; следовательно, все, что происходит далее с телом умершего гражданина не может оплачиваться за счет средств ОМС, а оплата производится за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 67 Закона N 323-ФЗ патологоанатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания.
В соответствии с разделом V Программ государственных гарантий оказание медицинской помощи и предоставление иных государственных услуг (выполнение работ) в патологоанатомических бюро и патологоанатомических отделениях медицинских организаций (за исключением диагностических исследований, проводимых по заболеваниям, указанным в разделе III Программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС) осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
...
Раздел III Программ государственных гарантий не относит смерть гражданина к заболеваниям и состояниям, при которых оказывается бесплатная медицинская помощь за счет средств ОМС, соответственно, паталогоанатомическое вскрытие не относится к медицинской помощи по ОМС при заболеваниях и состояниях, указанных в данном разделе Программы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф04-5756/23 по делу N А45-34133/2022