г. Тюмень |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А75-939/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Полосина А.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания-Региональные сети" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2023 (судья Голубева Е.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-939/2023 по иску акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15, ОГРН 1078601003788, 8601033125) к Администрации города Мегиона (628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица Нефтяников, дом 8, ОГРН 1028601356035, ИНН 8605004157) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на размещение объектов.
Суд установил:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее АО "ЮТЭК-Региональные сети", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к администрации города Мегиона (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 08.12.2022 N ВМ-264 в выдаче сроком 15 лет разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции (далее - ТП), распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, (ОКОФ - 220.42.22.12.111), под размещение кабельных линий (далее - КЛ) классом напряжения 6 кВ - 1 шт., ТП классом напряжения 6/0,4 кВ - 1 шт. в составе объекта "Технологическое присоединение к электрической сети 6/0,4 кВ ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" объекта СОТ "Кедр", расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - ХМАО-Югра), г. Мегион, согласно прилагаемой схеме на землях в кадастровом квартале 86:19:0000000 площадью 197 кв. м.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа - Югры от 24.05.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023, в удовлетворении иска отказано, обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым требование АО "ЮТЭК-Региональные сети" удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы общество приводит следующие доводы: из положений подпункта 6.2 пункта 6 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Порядок N 174-п) следует, что требования к графической форме предъявляются исключительно к сведениям об испрашиваемом земельном участке; применительно к размещаемым объектам электросетевого хозяйства такие требования не установлены; границы месторасположения размещаемых объектов соотнесены с предоставляемой обществом схемой границ земель (земельного участка), на котором будет размещаться такой объект и не выходят за рамки установленной охранной зоны объектов электросетевого хозяйства; указание на схеме земельного участка в графической форме местоположения объекта электросетевого хозяйства является излишним и не соответствует требованиям пункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-п.
В своем отзыве администрация выразила возражения относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.11.2022 АО "ЮТЭК-Региональные сети" обратилось в администрацию с заявлением N 01-04/7356 о выдаче сроком на 15 лет разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними ТП, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, (ОКОФ - 220.42.22.12.111), под размещение КЛ классом напряжения 6 кВ - 1 шт., ТП классом напряжения 6/0,4 - 1 шт. в составе объекта "Технологическое присоединение к электрической сети 6/0,4 кВ ОАО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта СОТ "Кедр", расположенного по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Мегион, согласно прилагаемой схеме на землях в кадастровом квартале 86:19:0000000 площадью 197 кв. м.
Уведомлением от 08.12.2023 N ВМ-264 администрация отказала в выдаче разрешения на размещение вышеуказанных объектов на основании подпункта 10.1 пункта 10 Порядка N 174-п, поскольку в нарушение положений пункта 5.8 пункта 5 Порядка N 174-п в заявлении отсутствует характеристика КЛ-6 и ТП-6/0,4 кВ, а именно протяженность размещаемого в испрашиваемых границах земель объекта; в нарушение подпункта 6.1 пункта 6 Порядка N 174-п к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя; в нарушение подпункта 6.2. Порядка N 174-п, с заявлением предоставлена "Схема предполагаемых к использованию для размещения объектов земель на кадастровом плане территории", в графической части которой не отражены сведения о проектируемом местоположении размещаемого объекта "характеристика КЛ-6 кВ и ТП-6/0,4 кВ" в границах земель, испрашиваемых для их размещения.
Полагая отказ в выдаче разрешения неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300, Перечень N 1300), пунктами 2, 3, 5, 6, 10, 10.1, 11 Порядка N 174-п, и исходили из правомерности отказа администрации ввиду того, что заявителем в нарушение подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-п в приложенной к заявлению схеме границ земельного участка, предполагаемого к использованию для размещения объектов электросетевого хозяйства, не отображены границы местоположения (в том числе проектируемого) размещаемых объектов в графическом виде.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьями 39.33 (подпункт 6 пункта 1) и 39.36 (пункт 3) ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления N 1300 к указанным объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Пунктом 2 Порядка N 174-п предусмотрено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме (пункт 3 Порядка N 174-п).
Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Порядка N 174-п к заявлению прилагается схема границ земель или земельного участка, предполагаемых к использованию для размещения объектов, на кадастровом плане территории (далее - схема границ), которая представляет собой документ, в котором в текстовой и графической формах отражены сведения о землях или земельных участках, необходимых для размещения объектов, и содержит информацию о наименовании размещаемых объектов, кадастровом номере земельного участка (номере кадастрового квартала при размещении объектов на землях), местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов, площади земель или земельного участка, необходимой для размещения объектов, границах земель или земельного участка, испрашиваемых для размещения объектов, координатах характерных точек границ земель или земельного участка, необходимых для размещения объектов (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения, к которым отнесен случай подачи заявления с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п.
В обоснование отказа в выдаче разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства на спорном земельном участке администрация сослалась, в том числе на несоответствие заявления и приложенных к нему документов требованиям подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-п, а именно - отсутствие в представленной схеме границ испрашиваемого участка сведений о местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов непосредственно на схеме (в графической форме).
Общество, обращаясь в суд, указало на необоснованность требования администрации об отображении на схеме земельного участка границ объекта, планируемого к размещению, указав на то, что из буквального толкования подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-п не следует указание на необходимость предоставления в графической форме с использованием системы координат сведений о местоположении размещаемого (планируемого к размещению) объекта на испрашиваемом участке.
Проанализировав положения подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-п, в котором прямо указано на то, что к заявлению прилагается схема границ, которая представляет собой документ, в котором в текстовой и графической формах отражаются сведения, в частности о местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов, суды правильно сочли верным требование администрации о необходимости отражения в схеме границ местоположения (в том числе проектируемого) размещаемых объектов в графическом виде.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что на приложенной обществом к заявлению схеме отображены только границы и обозначение образуемой части земельного участка (согласно условным обозначениям схемы), земельный участок является многогранным, состоящим из нескольких сегментов, при этом в каком месте и каким образом будут располагаться объекты на земельном участке установить из представленных документов невозможно, верно указывая, что из представленной схемы не следует, что границы планируемых объектов полностью совпадают с границами испрашиваемого участка, кроме того, размещаемый объект представляет собой совокупность как площадных (ТП) так и протяженных объектов, а специфика объектов не позволяет администрации из представленной схемы определить самостоятельно границы местоположения размещаемых объектов в графическом виде, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам, признав отказ администрации в выдаче обществу разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, соответствующим обстоятельствам дела и нормам права.
Ссылки заявителя на то, что для линейных объектов установлены расчетные нормативы предоставления земельных участков, сами по себе не отменяют обязанности общества указать на испрашиваемой схеме местоположение (в том числе проектируемое) размещаемого объекта. При этом на обязательном указании координат планируемого объекта заинтересованное лицо, вопреки позиции заявителя, не указывало.
Приведенные обществом в кассационной жалобе доводы повторяют его позицию по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанные на фактических обстоятельствах, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Несогласие заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением кассационной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 по делу N А75-939/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 39.33 (подпункт 6 пункта 1) и 39.36 (пункт 3) ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления N 1300 к указанным объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф04-5980/23 по делу N А75-939/2023