г. Тюмень |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А45-25041/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия города Новосибирска "Горэлектротранспорт" на решение от 15.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 18.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-25041/2022 по заявлению муниципального казенного предприятия города Новосибирска "Горэлектротранспорт" (630123, город Новосибирск, улица Аэропорт, дом 17, ОГРН 1025401018554, ИНН 5402108170) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании аналитического отчета, решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Сибирские сети" (630132, город Новосибирск, улица Салтыкова-Щедрина, дом 118, ОГРН 1045401493950, ИНН 5404227535), публичное акционерное общество "Ростелеком" (191167, город Санкт-Петербург, Синопская набережная, дом 14, литера А, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388), общество с ограниченной ответственностью "Мегаком-ИТ" (630015, город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 20, этаж 1, помещение 6, ОГРН 1185476074046, ИНН 5402046082), акционерное общество "Телеконнект" (630501, Новосибирская область, рабочий поселок Краснообск, мкр. 2, дом 233, квартира 49, ОГРН 1035404349310, ИНН 5433142780), общество с ограниченной ответственностью "Эконом-Телеком" (630088, город Новосибирск, улица Петухова, дом 14/2, квартира 136, ОГРН 1165476120490, ИНН 5403018507), муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр организации дорожного движения" (630005, город Новосибирск, улица Демьяна Бедного, дом 47, офис 302, ОГРН 1105407000930, ИНН 5407070339); акционерное общество "Региональные электрические сети" (630102, город Новосибирск, улица Якушева, дом 16а, ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470), Мэрия города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846), общество с ограниченной ответственностью "Новинвестрезерв" (630001, город Новосибирск, улица Ельцовская, 20, цоколь, ОГРН 1025401495569, ИНН 5404149189), общество с ограниченной ответственностью "Новотелеком" (630099, город Новосибирск, улица семьи Шамшиных, дом 22/1, офис 309, ОГРН 1035402503950, ИНН 5406260827).
В судебном заседании принял участие представитель муниципального казенного предприятия города Новосибирска "Горэлектротранспорт" - Ефремов А.Ю. по доверенности от 01.09.2021.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Княжева Е.Н. по доверенности от 28.12.2022;
от акционерного общества "Телеконнект" - Катуров Д.А. по доверенности от 25.08.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Эконом-Телеком" - Катуров Д.А. по доверенности от 09.01.2023;
от акционерного общества "Региональные электрические сети" - Гарипова Ю.В. по доверенности от 09.09.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирские сети" - Мосияш И.О. по доверенности от 09.01.2023;
от публичного акционерного общества "Ростелеком" - Барышева Н.В. по доверенности от 21.02.2023;
от муниципального бюджетного учреждения "Городской центр организации дорожного движения" - Гужавина Н.В. по доверенности от 02.07.2021.
Суд установил:
муниципальное казенное предприятие города Новосибирска "Горэлектротранспорт" (далее - предприятие, МКП "ГЭТ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным аналитического отчета от 08.08.2022, недействительными решения и предписания от 29.11.2022 N 054/01/10-301/2022.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N А45-25041/2022, N А45-37785/202 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А45-25041/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сибирские сети" (далее - ООО "Сибирские сети"), публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком"), общество с ограниченной ответственностью "Мегаком-ИТ" (далее - ООО "Мегаком-ИТ"), акционерное общество "Телеконнект" (далее - АО "Телеконнект"), общество с ограниченной ответственностью "Эконом-Телеком" (далее - ООО "Эконом-Телеком"), муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр организации дорожного движения" (далее - МБУ "ГЦОДД"), акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС"), Мэрия города Новосибирска (далее - мэрия), общество с ограниченной ответственностью "Новинвестрезерв" (далее - ООО "НИР"), общество с ограниченной ответственностью "Новотелеком" (далее - ООО "Новотелеком").
Решением от 15.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, установленные пунктами 1, 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствовали (вступившее в законную силу решение суда по делу N А45-7740/2021); вывод антимонопольного органа об установлении монопольно высокой цены на услугу МКП "ГЭТ" в размере 527,52 руб. (без НДС) сделан в отсутствие изучения цен на сопоставимых конкурентных рынках, наличие которых подтверждается решениями управления в отношении АО "РЭС" и МБУ "ГЦОДД"; указанная цена ранее была проверена антимонопольным органом и признана обоснованной; суды не дали оценку комиссионному заключению от 10.10.2022 Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета; предписание управления не отвечает критериям исполнимости.
В отзывах на кассационную жалобу управление, АО "Телеконнект", ООО "Эконом-Телеком" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу АО "РЭС" поддерживает доводы предприятия.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (с учетом дополнений), отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращений ПАО "Ростелеком", ООО "Сибирские Сети", ООО "Мегаком-ИТ", АО "Телеконнект", ООО "Эконом-Телеком", ООО "НИР" (далее - операторы связи), указывающих на злоупотребление МКП "ГЭТ" доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению мест креплений самонесущих волоконно-оптических кабелей связи (далее - ВОЛС) на опорах контактной сети городского электротранспорта, находящихся в оперативном управлении предприятия, путем навязывания невыгодных условий договоров в части стоимости услуг в размере 527,52 руб., антимонопольный орган приказом от 02.03.2022 N 37 возбудил в отношении МКП "ГЭТ" дело N 054/01/10-301/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения указанного дела управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта (включая услуги по содержанию мест крепления ВОЛС на этих опорах) в городе Новосибирске, по результатам которого составлен аналитический отчет от 08.08.2022.
Решением управления от 29.11.2022 по делу N 054/01/10-301/2022 предприятие признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению мест крепления ВОЛС на опорах сетей городского электротранспорта (включая услуги по содержанию мест крепления ВОЛС на этих опорах) в границах расположения опор сетей городского электротранспорта, находящихся на балансе МКП "ГЭТ", в городе Новосибирске в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции (пункт 1); действия предприятия, выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта, признаны нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 2); действия предприятия, выразившиеся в экономически или технологически не обоснованном сокращении и прекращении оказания услуги по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта, в то время как на данную услугу имеется спрос со стороны операторов связи (направление операторам связи писем о расторжении договоров в одностороннем порядке, а также необоснованный отказ во внесении изменений в договор), признаны нарушающими требования пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 3).
В тот же день предприятию выдано предписание об устранении в срок до 20.01.2023 выявленного нарушения пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления экономически обоснованной с учетом реально понесенных расходов и затрат стоимости услуги по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта (пункт 1); отзыва направленных операторам связи ООО "НИР", ООО "Сибирские сети", АО "Телеконнект" уведомлений о расторжении договоров в одностороннем порядке и повторного рассмотрения с учетом наличия экономической и/или технологической возможности вопроса о внесении изменений в договор о пользовании местами крепления к опорам контактной сети городского электротранспорта для размещения участков линий связи, сети связи ООО "НИР", условия которого установлены решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.12.2018 по делу N А45-35307/2018, в части уточнения количества мест крепления на опорах городского электротранспорта фактически используемого ООО "НИР" для размещения участков линий связи.
Не согласившись с аналитическим отчетом, решением и предписанием антимонопольного органа, МКП "ГЭТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, в связи с чем отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки такого нарушения.
В соответствии с частью 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.
В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1).
Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), определены этапы проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, источники получения исходной информации о рынке, процедуры определения его границ, в том числе методы исследования, и предусмотрено составление письменного аналитического отчета по результатам его проведения.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела N 054/01/10-301/2022 управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта города Новосибирска, по результатам которого составлен аналитический отчет от 08.08.2022.
Аналитическим отчетом установлено доминирующее положение МКП "ГЭТ" на данном рынке в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 с долей 100 %.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что при составлении аналитического отчета управлением выполнены все перечисленные в пункте 1.3 Порядка N 220 этапы проведения анализа состояния конкуренции; при этом в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических лиц, в том числе сведения, представляемые приобретателями услуги, а также результаты ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке (аналитические отчеты от 01.09.2017, 30.07.2021, обоснованность которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Новосибирской области NN А45-991/2018, А45-25135/2021, а также аналитический отчет от 15.02.2019).
Временный интервал исследуемого рынка определен управлением как период с 01.01.2019 по 31.05.2022 (ретроспективный анализ) и с 01.06.2022 по 31.05.2023 (перспективный анализ); продуктовые границы - как услуги по предоставлению мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта, включая услуги по содержанию места крепления ВОЛС на этих опорах; географические границы - границы расположения опор контактной сети городского электротранспорта, находящихся в оперативном управлении предприятия на территории города Новосибирска; состав хозяйствующих субъектов: продавец - МКП "ГЭТ", покупатели - юридические лица - операторы связи; объем товарного рынка (по договорам предоставлено в пользование 22 248 мест крепления ВОЛС на опорах, доход с 01.01.2019 по 31.05.2022 - 495 023,32 руб.), доля предприятия - 100 %; рынок относится к рынкам высокой концентрации, с труднопреодолимыми для потенциальных участников барьерами входа на него.
Продуктовые и географические границы товарного рынка определены управлением в соответствии с пунктами 3.8, 3.9, 4.1, 4.5 Порядка N 220. При определении взаимозаменяемых товаров (услуг) антимонопольным органом использовался метод "тест гипотетического монополиста" (пункты 3.7, 3.8 Порядка N 220-ФЗ), по результатам которого на основании информации, поступившей от покупателей - операторов связи, установлено, что использование опор контактной сети городского электротранспорта для размещения ВОЛС и иных способов размещения линий связи не являются взаимозаменяемыми.
Суды сочли обоснованным выделение антимонопольным органом отдельного рынка предоставления опор контактной сети электротранспорта для размещения ВОЛС, поскольку он определен самостоятельными критериями востребованности и специфическими особенностями, отличающими его от иных сходных рынков услуг (способов размещения каналов связи).
Для лиц, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет совершения действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1); экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции).
По утверждению подателя жалобы, во исполнение ранее выданного предписания управления от 08.11.2017 N 02-01-12-10-17 приказом директора МКП "ГЭТ" от 13.06.2019 N 162 была установлена цена за услугу по предоставлению и обслуживанию мест крепления кабеля связи на опорах контактной сети городского электротранспорта в размере 527,52 руб. (без учета НДС) за одно место крепления на одной опоре в течение месяца, которая проверена антимонопольным органом и признана отвечающей требованиям Закона о защите конкуренции (письма управления от 21.07.2020 N 02-9679э, от 23.07.2020 N 02-9802, от 11.09.2020 N 02-12414).
Между тем, как обоснованно отмечает антимонопольный орган, указанная цена на услугу была признанной соответствующей применительно к периоду (с января 2016 года по первый квартал 2017 года), который рассматривался управлением в решении от 08.11.2017 по делу N 02-01-12-10-17.
При этом в ходе рассмотрения дела N 054/01/10-301/2022 по обращениям операторов связи антимонопольным органом выявлены новые обстоятельства, которые не были предметом исследования в деле N 02-01-12-10-17. В частности, приказом МКП "ГЭТ" от 13.07.2021 N 215 утверждена типовая форма договора возмездного оказания услуг по предоставлению мест крепления на опорах контактной сети, где перечень услуг по содержанию мест крепления не совпадает с перечнем работ, указанным в отчете об оценке общества с ограниченной ответственностью "А2" от 18.01.2019 N 364/18 (представлен в управление в качестве исполнения предписания по делу N 02-01-12-10-17), которым цена на услугу по предоставлению мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта составила 527,52 руб. (без учета НДС).
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А45-5704/2022, которыми подтверждена законность приказа управления от 02.03.2022 N 37 о возбуждении дела N 054/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, при рассмотрении дел N А45-35307/2018, N А45-44442/2019, N А45-438/2021 суды пришли к выводам о том, что МКП "ГЭТ" не представлены сметы расходов на оказание услуги по предоставлению мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта, которыми бы подтверждались расходы ответчика в размере, превышающем 79,55 руб.; отсутствует документальное подтверждение установления цены затратным методом на уровне экономически обоснованных затрат и нормы необходимой прибыли. В 2020 году предприятием в добровольном порядке заключено соглашение с ООО "Сибирские сети" об оплате спорной услуги в размере 79,55 руб.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что в рамках рассмотрения дела N 051/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта города Новосибирска, по результатам которого составлен аналитический отчет от 08.08.2022; согласно аналитическому отчету МКП "ГЭТ" занимало доминирующее положение на данном товарном рынке в границах расположения опор городского электротранспорта, находящихся на балансе предприятия, в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 с долей 100 %; приказом МКП "ГЭТ" от 13.07.2021 N 215 утверждена типовая форма договора возмездного оказания услуг по предоставлению мест крепления на опорах контактной сети, пунктом 2.1 которого цена услуги по предоставлению одного места крепления на одной опоре в течение одного месяца составляет 527,52 руб. (без учета НД); в соответствии с пунктами 4.8, 4.11 типового договора исполнитель (предприятие) осуществляет содержание мест крепления оборудования (перечислено 15 видов работ), работы по содержанию места крепления выполняются предприятием без дополнительной оплаты; при этом в ходе рассмотрения дела МКП "ГЭТ" не представило документы, подтверждающие оказание услуг по содержанию и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта, а также экономически обоснованный расчет стоимости оказываемой услуги.
При таких обстоятельствах суды правомерно поддержали выводы управления о наличии в действиях предприятия нарушения пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта города Новосибирска, экономически и технологически не обоснованных отказах от исполнения договоров (внесении изменений в договоры) оказания МКП "ГЭТ" таких услуг.
С учетом изложенного суды правомерно отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными аналитического отчета, решения и предписания антимонопольного органа.
Вопреки позиции подателя жалобы решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют статьям 71, 201, 271 АПК РФ; отсутствие в мотивировочной части судебного акта отдельного описания каждого имеющегося в деле доказательства не свидетельствует о том, что какое-либо из них не было предметом исследования и оценки; указанные обстоятельства не являются основанием для отмены вынесенных судебных актов в силу положений части 3 статьи 288 АПК РФ.
В целом доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25041/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что в рамках рассмотрения дела N 051/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта города Новосибирска, по результатам которого составлен аналитический отчет от 08.08.2022; согласно аналитическому отчету МКП "ГЭТ" занимало доминирующее положение на данном товарном рынке в границах расположения опор городского электротранспорта, находящихся на балансе предприятия, в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 с долей 100 %; приказом МКП "ГЭТ" от 13.07.2021 N 215 утверждена типовая форма договора возмездного оказания услуг по предоставлению мест крепления на опорах контактной сети, пунктом 2.1 которого цена услуги по предоставлению одного места крепления на одной опоре в течение одного месяца составляет 527,52 руб. (без учета НД); в соответствии с пунктами 4.8, 4.11 типового договора исполнитель (предприятие) осуществляет содержание мест крепления оборудования (перечислено 15 видов работ), работы по содержанию места крепления выполняются предприятием без дополнительной оплаты; при этом в ходе рассмотрения дела МКП "ГЭТ" не представило документы, подтверждающие оказание услуг по содержанию и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта, а также экономически обоснованный расчет стоимости оказываемой услуги.
При таких обстоятельствах суды правомерно поддержали выводы управления о наличии в действиях предприятия нарушения пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению и обслуживанию мест крепления ВОЛС на опорах контактной сети городского электротранспорта города Новосибирска, экономически и технологически не обоснованных отказах от исполнения договоров (внесении изменений в договоры) оказания МКП "ГЭТ" таких услуг."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф04-6316/23 по делу N А45-25041/2022