г. Тюмень |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А81-11569/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" на решение от 16.03.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А81-11569/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 1, ОГРН 1028601679314, ИНН 8617002073) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 29, ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195) об оспаривании отказа, изложенного в письме от 20.07.2022 N 89-27/01-08/29996, в согласовании проекта рекультивации земель.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным отказа Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) в согласовании проекта рекультивации земель площадью 0,3074 га по объекту "Капитальный ремонт магистрального газопровода "Капитальный ремонт газопровода внешнего транспорта газа. инв. N 090000034670. Ремонт дефектов по результатам ВТД. км 2,0 - км 25,0", изложенного в письме от 20.07.2022 N89-27/01-08/29996.
Решением от 16.03.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, при проведении указанных в проекте рекультивации земель технических мероприятий будет обеспечено восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; нанесение торфо-песчаной смеси в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа является нецелесообразным; действующее законодательство не предусматривает обязательное включение биологических мероприятий в проект рекультивации земель.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, приказом департамента от 11.11.2021 N 3712 обществу было выдано разрешение на использование лесного участка с кадастровым номером 89:05:030609:523/чзу1 без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта "Капитальный ремонт газопровода внешнего транспорта газа. инв.N 090000034670".
Обществом был подготовлен проект рекультивации нарушенных земель лесного фонда; данный проект в течение 2021-2022 гг. неоднократно направлялся в департамент на согласование.
Уведомлениями от 24.01.2022, от 10.03.2022, от 10.06.2022 департамент отказывал обществу в согласовании проекта, предлагая устранить выявленные несоответствия действующему законодательству и учесть мнение собственника земельного участка о недостаточности запланированных восстановительных мероприятий.
Устранив часть указанных нарушений, общество обратилось в департамент с заявлением о согласовании проекта рекультивации земель с обоснованием отсутствия необходимости включения в него дополнительных мероприятий.
Письмом департамента от 20.07.2022 N 89-27/01-08/29996 обществу вновь было отказано в согласовании проекта рекультивации земель.
Также общество обращалось в департамент с жалобой на отказ в предоставлении государственной услуги, по результатам рассмотрения которой вынесено решение об отказе в ее удовлетворении от 29.07.2022 N 89-27/01-08/31581.
Не согласившись с отказом департамента от 20.07.2022 N 89-27/01-08/29996, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац четвертый); не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Пунктом 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил N 800).
Согласно пункту 15 Правил N 800 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 названных Правил, до утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 Правил.
Пунктом 19 Правил N 800 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления заявителю уведомления об отказе в согласовании проекта рекультивации.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2.49 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 N 297-П, департамент является исполнительным органом автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный контроль (надзор), а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в следующих области использования и охраны лесов; департамент предоставляет государственную услугу по согласованию проекта рекультивации земель в отношении земель, относящихся к категориям земель лесного фонда, до его утверждения, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, установленных федеральными законами, при которых проект рекультивации земель подлежит государственной экологической экспертизе.
В рассматриваемом случае департамент отказал обществу в согласовании представленного проекта рекультивации нарушенных земель лесного фонда на основании подпункта "а" пункта 19 Правил N 800 (мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 названных Правил).
В силу пункта 5 Правил N 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
По мнению департамента, предусмотренные проектом рекультивации земель мероприятия не являются достаточными для восстановления лесных земель до состояния пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением исходя из региональных природно-климатических условий; при проведении технического этапа рекультивации будет нарушен поверхностный (плодородный) слой почвы (слаборазвитый гумусовый грунт до 10 см), что требует его последующее восстановление, в том числе посредством нанесения торфо-песчанной смеси в соотношении (торф 75%, песок 25%); отсутствие в проекте биологических мероприятий не обеспечит соответствие качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, общество полагает необязательным проведение биологического этапа рекультивации земель с учетом их фактического использования для размещения линейных объектов, отнесения земельного участка к ежегодно подтопляемым и возможности естественного восстановления плодородия почв.
Исходя из положений пунктов 7.1-7.3. ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель", введенного в действие приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 709-ст (далее - ГОСТ Р 59057-2020), выбор направления рекультивации нарушенных земель (сельскохозяйственное; лесохозяйственное; рыбохозяйственное; природоохранное; рекреационное; водохозяйственное; строительное) осуществляется с учетом характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования. В качестве основных критериев при выборе направления рекультивации нарушенных земель, наряду с прочими характеристиками, принимают во внимание природно-климатические условия, категорию нарушенных земель и прилегающих земельных территорий; мнение собственника земельной территории, подлежащей рекультивации.
На основании пункта 7.3.1 ГОСТ Р 59057-2020 рекультивацию нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей осуществляют в два последовательных этапа, которыми являются технический и биологический.
Технический этап рекультивации нарушенных земель предусматривает комплекс работ по созданию необходимых условий для дальнейшего разрешенного использования рекультивированных земель в соответствии с целевым назначением. Технический этап рекультивации нарушенных земель является подготовительным для последующего биологического этапа. Он включает проведение планировочных работ, формирование откосов, их террасирование, обеспечение стабильности грунтов, нанесение плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, при их наличии, на рекультивируемые земли и при необходимости предусматривает коренную мелиорацию с учетом типов почв (пункты 7.3.3.1, 7.3.3.2 ГОСТ Р 59057-2020).
Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает комплекс агротехнических. биологических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению утраченного качественного состояния земель (в т. ч. плодородия), направленных на создание условий для восстановления экологических функций почв и биологической продуктивности, а также видового разнообразия экологических систем Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает в себя мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта.
К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны. Повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов. Выбор способов биологической рекультивации определяют с учетом климатической зоны, зонального биологического разнообразия, экономической целесообразности, целевого назначения и разрешенного использования (пункты 7.3.4.5 - 7.3.4.8 ГОСТ Р 59057-2020).
Департаментом в материалы дела представлена аналитическая записка, подготовленная 19.07.2022 ведущим научным сотрудником сектора охраны окружающей среды государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" по результатам научно-исследовательской работы "Разработка перечня качественных и количественных физических, химических и биологических показателей состояния почв лесных земель Ямало-Ненецкого автономного округа, обосновывающих состав работ по рекультивации нарушенных земель и характеризующих состояние почв, при котором они выполняют свои функции".
Согласно выводам, содержащимся в указанной работе, почвенно-растительный покров Ямало-Ненецкого автономного округа обладает низким восстановительным потенциалом; методы рекультивации нарушенных земель без формирования плодородного слоя не оправдали себя в региональных условиях; анализ способов формирования плодородного слоя показал, что наиболее эффективным в условиях северной тайги является нанесение торфяно-песчаной смеси, на которую впоследствии осуществляется посев многолетних травы; на участках, где не проведен биологический этап рекультивации с нанесением плодородного слоя, развиваются опасные термокарстовые процессы, процессы эрозии, дефляции, образуются просадочные и провальные формы рельефа, активизируются процессы заболачивания; при рекультивации нарушенных земель требуется применение эффективных биологических мероприятий, целесообразно создание растительного покрова из многолетних трав, дающих наилучшую фитомассу и образующих мощную корневую систему.
С учетом изложенного, принимая во внимание категорию спорных земель (лесные), природно-климатические условия региона (Арктическая зона Российской Федерации, низкая самовосстановительная способность почв), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводами департамента о том, что включенные в проект рекультивации мероприятия не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил N 800, и признали целесообразными и разумными предложенные департаментом способы восстановления нарушенных земель.
Поскольку оспариваемый отказ департамента в согласовании проекта рекультивации земель соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-11569/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно выводам, содержащимся в указанной работе, почвенно-растительный покров Ямало-Ненецкого автономного округа обладает низким восстановительным потенциалом; методы рекультивации нарушенных земель без формирования плодородного слоя не оправдали себя в региональных условиях; анализ способов формирования плодородного слоя показал, что наиболее эффективным в условиях северной тайги является нанесение торфяно-песчаной смеси, на которую впоследствии осуществляется посев многолетних травы; на участках, где не проведен биологический этап рекультивации с нанесением плодородного слоя, развиваются опасные термокарстовые процессы, процессы эрозии, дефляции, образуются просадочные и провальные формы рельефа, активизируются процессы заболачивания; при рекультивации нарушенных земель требуется применение эффективных биологических мероприятий, целесообразно создание растительного покрова из многолетних трав, дающих наилучшую фитомассу и образующих мощную корневую систему.
С учетом изложенного, принимая во внимание категорию спорных земель (лесные), природно-климатические условия региона (Арктическая зона Российской Федерации, низкая самовосстановительная способность почв), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводами департамента о том, что включенные в проект рекультивации мероприятия не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил N 800, и признали целесообразными и разумными предложенные департаментом способы восстановления нарушенных земель."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2023 г. N Ф04-5320/23 по делу N А81-11569/2022