г. Тюмень |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А46-1291/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Сириной В.В.,
Щанкиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Карасёвой К,В., рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Архипова Алексея Петровича на решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2023 (судья Иванова И.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1291/2023 по иску индивидуальных предпринимателей Архипова Алексея Петровича (ОГРНИП 314554303100161, ИНН 552000094103), Архипова Владимира Петровича (ОГРНИП 307552109500015, ИНН 552000362384) к Администрации муниципального образования Шараповское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области (646050, Омская область, Марьяновский район, село Новая Шараповка, улица Молодежная, дом 11, ИНН 5521007340 ОГРН 1055539006467) о признании незаконным распоряжения и отказа в предоставлении земельных участков.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (646050, Омская область, Марьяновский район, село Новая Шараповка, улица Молодежная, дом 11, ОГРН 1105521000463, ИНН 5520008291).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области в заседании приняли участие представители: индивидуальных предпринимателей Архипова Владимира Петровича и Архипова Алексея Петровича - Рязанова М.А. по доверенности от 24.01.2023; общества с ограниченной ответственностью "Дружба" - Басак М.И. по доверенности от 01.12.2023.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Архипов Алексей Петрович (далее - Архипов А.П.), индивидуальный предприниматель Архипов Владимир Петрович - глава крестьянского фермерского хозяйства (далее - глава КФХ Архипов В.П.) обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации муниципального образования Шараповское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области (далее - администрация):
- о признании незаконным распоряжения главы Шараповского сельского поселения от 16.01.2023 N 2 "О проведении открытого аукциона по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области" (далее - распоряжение N 2) в части лотов N 1, 2, 3;
- о признании незаконным оформленного письмом от 23.01.2023 N 13 отказа в предоставлении ИП Архипову А.П. земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:12:090601:183, 55:12:090702:209 и обязании администрации заключить с ИП Архиповым А.П. договоры аренды указанных земельных участков сроком на 5 лет;
- о признании незаконным оформленного письмом от 23.01.2023 N 12 отказа в предоставлении главе КФХ Архипову В.П. земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 55:12:090603:121 и обязании администрации заключить с главой КФХ Архиповым В.П. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:12:090603:121 сроком на 5 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - ООО "Дружба").
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023, требования главы КФХ Архипова В.П. удовлетворены. Признано недействительным распоряжение администрации N 2 в части проведения открытого аукциона по продаже земельного участка по лоту N 3, признан незаконным отказ администрации в предоставлении главы КФХ Архипову В.П. земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 55:12:090603:121, оформленный письмом от 23.01.2023 N 12; суд обязал администрацию заключить с главой КФХ Архиповым В.П. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:12:090603:121 сроком на 5 лет.
В удовлетворении требований ИП Архипова А.П. о признании недействительным распоряжения N 2 в части лотов N N 1, 2, о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:12:090601:183, 55:12:090702:209, оформленного письмом от 23.01.2023 N 13, отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, ИП Архипов А.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: признав распоряжение администрации N 2 в части лотов N 1 и 2 незаконным, суды необоснованно отказали в удовлетворении заявления без учета того, что в этом случае земельные участки не могли быть предметом аукциона, а следовательно, нарушены права как ИП Архипова А.Л., так и неопределенного круга лиц, которые имели право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка до принятия решения о проведении торгов в отношении конкретных земельных участков по заявлению ООО "Дружба"; отказ суда в удовлетворении заявленных ИП Архиповым А.Л. требований со ссылкой на то, что он не зарегистрирован в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства и не представил доказательств наличия намерений вести деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), является неправомерным; наличие у ИП Архипова А.П. статуса предпринимателя и указание на это в заявлении свидетельствовало о возможности гражданина осуществлять деятельность КФХ ввиду наличия статуса индивидуального предпринимателя.
ООО "Дружба" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение и постановление - без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, изложенную в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Учитывая надлежащее извещение администрации о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие ее представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в части отказа в удовлетворении требований ИП Архипова А.П., исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорные земельные участки образованы администрацией в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для их последующей продажи или предоставления в аренду путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:38, собственником которого являлось муниципальное образование Шараповское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области (на основании свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного администрацией Марьяновского района 27.03.1993).
Реализуя свои полномочия собственника, Шараповское сельское поселение в лице уполномоченного органа - администрации - распорядилось земельным участком с кадастровым номером 55:12:000000:38 путем его раздела. В указанных целях собственником по каждому земельному участку подготовлена и утверждена схема расположения земельного участка, в установленном порядке проведены межевые и кадастровые работы. В результате проведенных работ образованы, в том числе спорные земельные участки с сохранением исходного земельного участка в измененных границах:
- земельный участок с кадастровым номером 55:12:090702:209 поставлен на государственный кадастровый учет 21.07.2021, право собственности Шараповского сельского поселения зарегистрировано в ЕГРН 14.12.2021, запись о регистрации права 55:12:090702:209-55/097/2021-1;
- земельный участок с кадастровым номером 55:12:090601:183 поставлен на государственный кадастровый учет 17.10.2022, право собственности Шараповского сельского поселения зарегистрировано в ЕГРН 10.12.2022, запись о регистрации права 55:12:090601:183-55/382/2022-2.
29.12.2022 ООО "Дружба" обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 55:12:090601:183 площадью 440 000 кв. м, 55:12:090702:209 площадью 572 798 кв. м в порядке, предусмотренном статьей 39.11 ЗК РФ.
10.01.2023 ИП Архипов А.П. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет на основании статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2022 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:12:090601:183 площадью 440 000 кв. м, 55:12:090702:209 площадью 572 798 кв. м.
16.01.2023 Главой Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в отношении, в том числе спорных земельных участков вынесено распоряжение N 2.
Письмом от 23.01.2023 N 13 ИП Архипову А.П. отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:090601:183, 55:12:090702:209 в аренду по следующим основаниям:
- по основанию, предусмотренному пунктом 12 статьи 39.16 ЗК РФ;
- заявление не отвечает требованиям статьи 39.17 ЗК РФ;
- к заявлению не приложены документы, свидетельствующие о создании или намерении создать КФХ, что не позволяет сделать однозначный вывод о соблюдении требований статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ.
Полагая приведенные основания отказа незаконными, препятствующими заявителю в реализации предоставленного ему статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ права на получение испрашиваемых земельных участков в аренду, ИП Архипов А.П. обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ИП Архипова А.П., суды руководствовались статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.1, 39.2, 39.11, 39.16, 39.17 ЗК РФ, статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 10.1 Закона 101-ФЗ, статьями 1, 4, 5, 16 Федерального закона от 11.06.2023 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), пунктом 2 Приказа Минфина России от 05.12.2013 N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения", и исходили из отсутствия оснований для предоставления ИП Архипову А.П. земельных участков ввиду недоказанности отнесения заявителя к категории лиц, которым предоставление земель сельскохозяйственного назначения осуществляется без торгов на основании статьи 10.1 Закона N 101.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом округа не установлено.
По правилам главы 24 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо установление арбитражным судом одновременно несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Обязанность доказывания нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на самого заявителя (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Между тем совокупности указанных оснований, при наличии которых требования, заявленные в порядке главы 24 АПК РФ подлежат удовлетворению, судами при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Выводы судов о недоказанности ИП Архиповым А.П. оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков в льготном порядке без проведения торгов в аренду сроком до 5 лет (статья 10.1 Закона N 101-ФЗ), являются правильными.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения урегулирован ЗК РФ, Законом N 101-ФЗ.
В силу статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, вступившей в силу с 01.01.2023.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 названного Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В силу пункта 2 указанной статьи предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет (пункт 3 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
Пунктом 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
В рассматриваемом случае в качестве основания для отказа в предоставлении предпринимателю испрашиваемых земельных участков в письме администрации от 23.01.2023 N 13 указано обстоятельство, предусмотренное пунктом 12 статьи 39.16 ЗК РФ.
Из положений пункта 12 статьи 39.16. ЗК РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующего основания: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Установив, что заявление ООО "Дружба" о проведении аукциона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:090601:183, 55:12:090702:209 поступило в администрацию 29.12.2022, а заявление ИП Архипова А.П. о предоставлении ему указанных земельных участков в аренду в льготном порядке на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ, при этом на дату поступления заявления ИП Архипова А.П. заявление ООО "Дружба" администрацией по существу рассмотрено не было, решение о проведении аукциона в отношении обозначенных земельных участков не принималось, а распоряжение N 2 вынесено уже после поступления в администрацию заявления ИП Архипова А.П., суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о несоблюдении администрацией положений подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в силу которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предметом аукциона в случае поступления в отношении такого земельного участка заявления о его предоставлении только в случае, если по соответствующему заявлению о предоставлении участка принято решение об отказе в его предоставлении. предпринимателя и до момента рассмотрения их по существу.
Поскольку заявление предпринимателя от 10.01.2023 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:090601:183, 55:12:090702:209 поступило в администрацию до момента принятия ею решения о проведении аукционов в отношении таких участков, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что решение о проведении соответствующего аукциона могло быть принято заинтересованным лицом только после рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков по существу и только в случае отказа в предоставлении участков по основаниям, предусмотренным законодательством.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о недоказанности ИП Архиповым А.П. необходимого для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта администрации и ее действий незаконными условия о нарушении обжалуемым отказом администрации прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанный вывод судов суд кассационной инстанции считает правильным, исходя из следующего.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ и гражданин, и крестьянское (фермерское) хозяйство вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на основании настоящей статьи только для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Правовая конструкция в целом нормы статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2023, устанавливающая льготное основание предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов сроком до 5 лет, определяет возможность получения земли в льготном порядке только в строго предусмотренной цели ее использования - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 74-ФЗ определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 3 статьи 1 Закона N 74-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона N 74-ФЗ в случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.
Согласно пункту 2 Приказа Минфина России от 05.12.2013 N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения" сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет в следующем составе: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Архипов А.П. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 31.01.2014, вместе с тем сведения о регистрации заявителя в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в материалы дела не представлены, тогда как в 2014 году для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе его главы в регистрирующий орган должно было быть представлено заявление по форме N Р21002, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Судами также отмечено, что соответствующие документы и сведения об осуществлении Архиповым А.П. деятельности в качестве КФХ не представлены и в ходе рассмотрения настоящего спора как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций, при этом и из текста заявления ИП Архипова А.П. от 10.01.2023 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 55:12:090601:183 и 55:12:090702:209 следует, что указанное лицо обратилось в администрацию в статусе индивидуального предпринимателя без указания на осуществление заявителем деятельности в составе крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании изложенного судами обеих инстанций сделан соответствующий положениям статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ вывод о том, что поскольку ИП Архипов А.П. не является ни главой, ни членом действующего КФХ, возможность предоставления указанному лицу испрашиваемых земельных участков в льготном порядке, установленном приведенной нормой, отсутствует.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии со статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ земельный участок может быть предоставлен и гражданину, вне зависимости от осуществления деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, отклоняется арбитражным судом округа, поскольку не учитывает закрепленного данной нормой основания предоставления - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определяющего субъектный состав льготного предоставления земли.
Учитывая вышеизложенное то обстоятельство, что обжалуемое распоряжение администрации N 2 в части лотов N N 1, 2, вынесенное ранее рассмотрения заявления ИП Архипова А.П., не соответствует требованиям закона, в тоже время не повлекло нарушения прав и законных интересов предпринимателя, в связи с чем в удовлетворении заявленных им требований отказано правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов обеих инстанций, сводятся к повторению правовой позиции по заявленному в арбитражный суд требованию и доводов апелляционной жалобы. Данным доводам судами дана надлежащая мотивированная оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанных судами по существу спора выводов, а само по себе несогласие заявителя с таковыми не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
При принятии обжалуемых заявителем в части решения и постановления судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального права, положения процессуального закона соблюдены.
С учетом результата рассмотрения кассационной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче жалобы, относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по делу N А46-1291/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Приказа Минфина России от 05.12.2013 N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения" сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет в следующем составе: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Архипов А.П. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 31.01.2014, вместе с тем сведения о регистрации заявителя в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в материалы дела не представлены, тогда как в 2014 году для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе его главы в регистрирующий орган должно было быть представлено заявление по форме N Р21002, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2023 г. N Ф04-5819/23 по делу N А46-1291/2023