г. Тюмень |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А75-1514/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" на решение от 22.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 17.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-1514/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (125475, город Москва, улица Клинская, дом 12, помещение II (комнаты 9-13), ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676) к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 5, ОГРН 1028600515470, ИНН 8601003963) об оспаривании приказа.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация города Когалыма (628486, город Когалым, улица Дружбы народов, дом 7, ОГРН 1028601443892, ИНН 8608000104).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - Мартюшов А.В. по доверенности от 01.08.2023,
от Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Костин В.Д. по доверенности от 07.12.2022,
от Администрации города Когалыма - Карташова В.Е. по доверенности от 14.02.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - общество, ООО "Альфа-М") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент, лицензирующий орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным приказа от 17.01.2023 N 04-ол об отказе в переоформлении лицензии от 09.08.2019 N 86РПА0003078 и об обязании переоформить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в связи с добавлением в нее объекта, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Молодежная, дом 13, помещения N 47, 48, 61.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Когалыма (далее - администрация).
Решением от 22.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Альфа-М" просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, торговый объект общества (магазин "Красное и Белое") отвечает предъявляемым к нему требованиям, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2016 N 46-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N 46-ОЗ), поскольку вход в торговое помещение организован со стороны красных линий улично-дорожной сети; в Законе N 46-ОЗ отсутствует толкование понятию "красная линия улично-дорожной сети"; администрацией не предоставлялась информация об отсутствии границ красных линий-улично-дорожной сети.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и администрация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Альфа-М" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 09.08.2019 N 86РПА0003078.
20.12.2022 общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении лицензии (добавлении адреса обособленного подразделения) с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции в нежилых помещениях с кадостровыми номерами 86:17:0010101:1509 и 86:17:0000000:2724, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Молодежная, дом 13, помещения N 47, 48, 61, общей площадью 155 кв.м, занимаемых им на основании договора аренды от 06.07.2022 N АМ9105-15/2022 (зарегистрирован 09.08.2022), и используемом для розничной продажи продовольственных товаров (далее - магазин "Красное и Белое", торговый объект).
Приказом от 17.01.2023 N 04-ол обществу отказано в переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по причине несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а именно: нахождение магазина "Красное и Белое" в нежилом помещении многоквартирного дома, в котором в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-ОЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, поскольку вход для посетителей в торговый объект организован не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети.
Не согласившись с данным приказом лицензирующего органа, ООО "Альфа-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования и ограничения к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления, продления лицензии регулируются статьей 19 названного Закона.
В случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной российской винодельческой продукции защищенных наименований при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения (пункт 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Как следует из статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) данного Закона, проводится оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям, проводимая без выезда к заявителю и (или) при непосредственном выезде к заявителю.
По результатам рассмотрения заявления лицензирующим органом принимается решение о переоформлении лицензии или об отказе в переоформлении в сроки, которые не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче, то есть 30 дней со дня получения от заявителя документов, представляемых для переоформления соответствующей лицензии (пункты 7 и 16 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ самостоятельным основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 16 названного Закона.
Согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-ОЗ предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов, за исключением случая, когда вход для посетителей в торговый объект организован со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети за пределами минимального расстояния от детской игровой (спортивной) площадки.
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого приказа послужил установленный департаментом факт расположения магазина "Красное и Белое", которое общество просит включить в лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в нежилом помещении многоквартирного дома, вход в которое для посетителей организован не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети.
Как следует из пояснительной записки к Закону N 46-ОЗ, содержащей описание цели и направленности правового регулирования в данной отрасли, установленные пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона N 46-ОЗ ограничения для объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории округа, призваны обеспечить общественный порядок, защиту прав граждан и обеспечение их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания, при этом Закон не предусматривает введения полного запрета продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах, что может отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания и послужить поводом для их закрытия, приведет к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка.
Кроме того, из текста указанной записки следует, что проектом предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных жилых домах и во дворах многоквартирных жилых домов (за исключением случаев, когда вход в магазин расположен со стороны красных линий улично-дорожной сети).
Следовательно, по верному утверждению судов, воля законодателя состоит в установлении возможности розничной продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах только в тех торговых объектах, вход в которые, то есть дверь в помещение, расположен со стороны красных линий улично-дорожной сети.
Термины "красные линии" и "улично-дорожная сеть" приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее - Свод правил).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно пункту 3.37 Свода правил улично-дорожная сеть - система объектов капитального строительства, включающая улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что магазин "Красное и Белое", для осуществления розничной продажи алкогольной продукции в котором обществом испрашивалась лицензия, расположен в многоквартирном доме, при этом вход для посетителей в торговый объект расположен не со стороны красных линий, обозначающих границы улично-дорожной сети, поскольку такие линии в указанной части города не устанавливались проектом планировки или проектом межевания территории.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии у департамента правовых оснований для отказа ООО "Альфа-М" в переоформлении лицензии, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и по существу направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1514/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2023 г. N Ф04-6608/23 по делу N А75-1514/2023