г. Тюмень |
|
7 февраля 2024 г. |
Дело N А75-10651/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Городские электрические сети" на решение от 18.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 17.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Горбунова Е.А., Зорина О.В.) по делу N А75-10651/2023 по заявлению акционерного общества "Городские электрические сети" (ОГРН 1028600957538, ИНН 8603004190, 628615, г. Нижневартовск, ул. Северная, дом 54А, строение 1) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, дом 34) о признании недействительными решений.
Суд установил:
акционерное общество "Городские электрические сети" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Фонд) о признании недействительными решений от 15.05.2023 N 860123400000804, N 860123400000805.
Решением от 18.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения камеральной проверки полноты и достоверности, представляемых Обществом как страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения по временной нетрудоспособности работнику заявителя Рамазанову Э.А., Фондом составлены акты и приняты решения от 15.05.2023 N 860123400000804 и N 860123400000805, согласно которым заявителю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом в связи с представлением ему недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 67 805 руб.; уплатить штраф на основании части 2 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) за представление недостоверных сведений в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статей 1.2, 2, 2.1, 4.7, 6, 13, 15.1, 15.2 Закона N 255-ФЗ, Правилами получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2021 N 1089н, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами пришли к выводам о подтвержденности факта излишней выплаты застрахованному лицу пособия в размере 67 805 руб. вследствие представления о нем недостоверных сведений.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Признавая оспариваемые решения Фонда законными и обоснованными, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (часть 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
При этом согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2021 N 1089н раздел листка нетрудоспособности "заполняется страхователем" заполняется самостоятельно страхователем гражданина; при заполнении названного раздела в строке листка нетрудоспособности "Условия исчисления" указывается соответствующий двухзначный код (при необходимости несколько кодов): 45 - в случае, если получатель пособия имеет инвалидность.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Рамазанов Э.А. является работником Общества на основании трудового договора от 02.12.2019 N 899 и имеет инвалидность, что подтверждается справкой об инвалидности МСЭ-2020 N 1865183 от 10.07.2003.
На основании листков по временной нетрудоспособности от 20.01.2022, 21.01.2022, 11.02.2022, 11.03.2022, 14.03.2022, 02.04.2022, 07.04.2022, 06.05.2022, 16.06.2022 работник Рамазанов Э.А. был временно нетрудоспособным.
Фонд пришел к выводу о том, что пособие за июнь 2022 года (выплачено в размере 9 492,7 руб.) и август 2022 года (выплачено в размере 58 312,3 руб.) рассчитано с нарушением части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ с превышением установленного ограничения в пять месяцев, в связи с чем страхователю предложено возместить Фонду излишне понесенные последним расходы в сумме 67 805 руб.
Из материалов дела следует, что излишняя выплата суммы пособия произошла по причине того, что страхователь (Общество) направил страховщику неверные сведения, а именно не представил сведения об инвалидности работника, что явилось основанием для начисления штрафа по части 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в размере 5 000 руб.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом.
Доводы Общества о его неосведомленности относительно наличия (отсутствия) у работника инвалидности не могут быть приняты, поскольку данное обстоятельство безусловно не освобождает заявителя от последствий необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду, учитывая, что часть 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ императивно устанавливает период выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Также не могут быть приняты доводы кассатора об отсутствии его вины в причинении ущерба, что работником были потеряны документы об инвалидности, поскольку переплата пособия работнику произведена в связи с тем, что представленные страхователем реестры свидетельствовали об отсутствии у застрахованного лица инвалидности, что являлось недостоверным. Общество, отвечающее за достоверность представляемых Фонду сведений, могло и обязано было своевременно принять меры к установлению обстоятельств, влияющих на размер подлежащих выплате пособий (в рассматриваемом случае - относительно наличия (отсутствия) у Рамазанова Э.А. инвалидности), о которых подлежит извещению страховщик.
Утверждая о том, что работник не представил работодателю сведений и документов о наличии у него инвалидности, Общество в то же время не представило доказательств запроса указанной информации у работника.
Между тем именно ненадлежащее исполнение заявителем своей обязанности по представлению достоверных сведений повлекло переплату пособия по нетрудоспособности, что обоснованно принято во внимание судами.
Доводы заявителя о том, что у Фонда имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах работнику, отклоняется судами, учитывая, что в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Фонд не является "поставщиком" сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов.
Нормами Закона N 255-ФЗ Фонд не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией (принимать меры к ее установлению) и учитывать ее при направлении сведений для назначения пособий по временной нетрудоспособности (сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий).
Доводы Общества, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность либо опровергали выводы судов.
Поскольку материалами дела подтверждается факт выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности за пределами ограничительного периода, установленного частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, а также факт представления заявителем Фонду недостоверных сведений, в которых отсутствовали соответствующие код и ограничительный период оплаты пособия за счет средств Фонда, суды правомерно признали решения Фонда законными и обоснованными.
Доводы кассатора о допущенных Фондом нарушениях процедуры привлечения к ответственности документального подтверждения не нашли; обстоятельства совершенного правонарушения отражены в оспариваемом решении, в связи с чем соответствующие доводы кассационной жалобы не являются основанием к его отмене.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения и постановления судов (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ).
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10651/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о том, что у Фонда имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах работнику, отклоняется судами, учитывая, что в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Фонд не является "поставщиком" сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов.
Нормами Закона N 255-ФЗ Фонд не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией (принимать меры к ее установлению) и учитывать ее при направлении сведений для назначения пособий по временной нетрудоспособности (сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий).
...
Поскольку материалами дела подтверждается факт выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности за пределами ограничительного периода, установленного частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, а также факт представления заявителем Фонду недостоверных сведений, в которых отсутствовали соответствующие код и ограничительный период оплаты пособия за счет средств Фонда, суды правомерно признали решения Фонда законными и обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2024 г. N Ф04-7830/24 по делу N А75-10651/2023