г. Тюмень |
|
7 февраля 2024 г. |
Дело N А81-12956/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веритас" на решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Осипова Ю.Г.) и постановление от 08.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-12956/2022 по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, город Салехард, улица Республики, дом 73, ИНН 8901017237, ОГРН 1058900022059) к обществу с ограниченной ответственностью "Веритас" (629840, город Губкинский, улица Федеральная, дом 9/4, ИНН 8911028012, ОГРН 1138911000568) о взыскании субсидии.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Веритас" - Саламов Р.А. на основании выписки из ЕГРЮЛ.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Веритас" - Асатрян С.Х. по доверенности от 26.01.2023,
от Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Берёзкин Э.С. по доверенности от 06.10.2023.
Суд установил:
Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Веритас" (далее - ООО "Веритас", общество) о взыскании субсидий в сумме 6 992 226,76 руб., в том числе в 2019 году на приобретение кормов в размере 545 535,61 руб., в 2020 году на приобретение кормов в размере 6 026 043,15 руб., излишне полученной суммы субсидии на производство молока и молочной продукции в размере 420 648 руб., пени в сумме 409 161,80 руб.
Решением от 27.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 08.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования департамента удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Веритас" просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, совокупность обстоятельств, необходимых для возврата субсидии, в рассматриваемом случае отсутствует; применение к обществу такой меры ответственности как возврат субсидий является неправомерным; нарушение порядка оформления приобретения кормов в федеральной государственной информационной системе "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий") может служить лишь основанием для привлечения к административной ответственности; расхождения в надое молока обусловлены ошибками, допущенными работниками; необходимость приобретения дополнительных кормов вызвана увеличением дойного поголовья и подтверждается значительным ростом количества произведенной продукции.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки агропромышленному комплексу Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.03.2017 N 263-П (далее - Порядок N 263-П), между департаментом и ООО "Веритас" были заключены соглашения по предоставлению из окружного бюджета субсидий юридическим лицам в целях финансового возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров от 23.01.2019 N 48-10/С и от 05.03.2020 N 58-10/С, а также подписаны дополнительные соглашения к ним от 27.12.2019 N 73-10/ДС, от 14.05.2020 N 15-10/ДС и от 23.12.2020 N 41-10/ДС. Размер субсидий, предоставленных на основании соглашений на производство молока, составил: в 2019 году - 13 083 030 руб., в 2020 году - 17 050 000 руб.
Пунктами 5.1-5.2 Порядка N 263-П и пунктами 5.1.4 соглашений предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем условий предоставления субсидии. Проверка уполномоченным органом соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидии, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением, осуществляется в форме изучения и анализа документов, в том числе на месте осуществления получателем субсидии хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 5.5 Порядка N 263-П и пунктами 7.1.5 соглашений главный распорядитель бюджетных средств в течение десяти рабочих дней направляет в адрес получателя требование о возврате субсидий в случаях: нарушения условий, установленных соглашением или Порядком N 263-П; недостижения планируемых значений показателей результативности использования субсидии.
По результатам проверки департаментом установлено, что представляемые ООО "Веритас" отчеты не соответствуют хранящимся у него первичным документам; расходы на приобретение кормов у поставщиков за 2019 год в сумме 545 535,61 руб. и за 2020 год в сумме 6 026 043,15 руб. документально не подтверждены; объем надоя молока в 2019 году, направленный на переработку, был завышен на 8,248 тонн, в связи чем излишне полученная сумма субсидии составила 420 648 руб. (акт от 13.09.2021).
Департаментом в адрес общества направлено требование о возврате субсидий от 18.02.2022 N 89-22/01-08/969.
Неисполнение ООО "Веритас" данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоблюдении условий предоставления субсидии и наличии правовых оснований для ее частичного возврата.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
На основании пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1.3 Порядка N 263-П субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе субъекту государственной поддержки для финансового обеспечения части затрат по направлениям расходов, установленных приложением N 15 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Порядка N 263-П государственная поддержка агропромышленного комплекса автономного округа распространяется на деятельность по производству молока. При этом субсидии на производство молока предоставляются по ставке за 1 тонну реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся производством молока. Основанием для выплаты субсидии являются справка-расчет на предоставление субсидии на производство молока по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, копии статистической отчетности по формам N П-1 (С/Х) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" или N 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота", утвержденным приказом Росстата от 04.08.2016 N 387.
Пунктом 4.1 Порядка N 263-П установлены требования к срокам предоставления отчетности. Так, согласно подпункту "б" пункта 4.1. Порядка N 263-П получатели субсидии ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют отчет о фактически произведенных затратах, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии, согласно приложениям NN 11-14 к настоящему Порядку, за год такой отчет представляется до 01 января года, следующего за отчетным. Форма отчета о фактически произведенных затратах, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии (приложение N 11 к Порядку N 263-П), содержит среди прочего наименование показателя "приобретение кормов".
Приложением N 15 к Порядку N 263-П установлены разрешенные направления расхода бюджетных средств, одним из которых является "приобретение кормов".
Как следует из содержания пункта 5.4. Порядка N 263-П, пунктов 7.1 соглашений получатели субсидии, с которыми заключены соглашения, принимают на себя обязательства по целевому использованию субсидий и несут ответственность в соответствии с условиями заключенного соглашения и законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней направляет в адрес субъекта государственной поддержки требование о возврате субсидии в случае нарушения условий, установленных соглашениями о предоставлении субсидии и Порядком N 263-П. Возврат субсидии производится в течение 15 рабочих дней с момента получения получателями субсидий требования о возврате субсидии в окружной бюджет (пункты 5.5, 5.6 Порядка N 263-П).
Пунктом 5.8 Порядка N 263-П установлена ответственность за нарушение срока возврата субсидии в окружной бюджет в виде уплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты, от размера субсидии за каждый день просрочки.
Аналогичные положения отражены в соглашениях, подписанных сторонами.
Согласно Ветеринарным правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, корма подлежат обязательной регистрации в системе "Меркурий" при их производстве, перемещении и переходе права собственности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что обществу предоставлена субсидия на производство молока в 2019 году в размере 13 083 030 руб., в 2020 году - 17 050 000 руб.; в ходе проверки департаментом установлены документально не подтвержденные расходы по приобретению кормов, которые являются разрешенным направлением расходов в соответствии с Порядком N 263-П; основным поставщиком кормов в рассматриваемый период был индивидуальный предприниматель Саламов Р.А. (далее - предприниматель), являющийся также руководителем и учредителем ООО "Веритас"; расходы на приобретение кормов у предпринимателя в размере 6 571 578,76 руб. документально не подтверждены (оплата товара произведена в наличной форме, при это сведения о снятии с банковских счетов данных средств отсутствуют; нет указаний на объем закупаемой продукции и стоимость за единицу товара, а также документов, подтверждающих доставку товара), движение кормов в ФГИС "Меркурий" не отражено; кроме того, обществом не обоснована необходимость приобретения кормов в значительно большем объеме, нежели установлено приказом от 05.11.2018 N 0022, корма списываются без учета определенных в нем норм.
По результатам сопоставления данных, содержащихся в журналах учета надоев сырого молока и в справке-расчете по форме 3-фермер, предоставленной для начисления субсидии, установлено, что объем надоя молока в 2019 году, направленный на переработку, был завышен на 8,248 тонн; доказательств, подтверждающих недостоверность данных сведений, ошибок работников при заполнении документации, не представлено.
Произведенные департаментом расчеты размера субсидий, подлежащих возврату в бюджет, и пени проверены судами первой и апелляционной инстанции и признаны арифметически верными, соответствующим положениям заключенных соглашений и Порядка N 263-П.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования департамента.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-12956/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1.6 Порядка N 263-П государственная поддержка агропромышленного комплекса автономного округа распространяется на деятельность по производству молока. При этом субсидии на производство молока предоставляются по ставке за 1 тонну реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся производством молока. Основанием для выплаты субсидии являются справка-расчет на предоставление субсидии на производство молока по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, копии статистической отчетности по формам N П-1 (С/Х) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" или N 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота", утвержденным приказом Росстата от 04.08.2016 N 387.
...
Согласно Ветеринарным правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, корма подлежат обязательной регистрации в системе "Меркурий" при их производстве, перемещении и переходе права собственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2024 г. N Ф04-7264/23 по делу N А81-12956/2022