г. Тюмень |
|
8 февраля 2024 г. |
Дело N А45-15570/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Партнер" на решение от 31.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 25.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-15570/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Партнер" (630054, Новосибирская область, город Новосибирск, переулок 3-й Крашенинникова, дом 9, этаж 1, ОГРН 1055404019032, ИНН 5404244700) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Коновалова Т.Н. по доверенности от 28.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Партнер" (далее - общество, ООО "УК ЖКХ-Партнер") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - ГЖИ, инспекция) от 26.05.2023 N 176-23 о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части административного наказания; просило заменить назначенный административный штраф в размере 125 000 руб. на предупреждение или признать правонарушение малозначительным и ограничится устным замечанием.
Решением от 31.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.10.2023 Седьмого Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, "УК ЖКХ-Партнер" просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, его вина в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УК ЖКХ-Партнер" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Гэсстроевская, дом 2/2 (далее - многоквартирный дом), на основании лицензии от 27.05.2015 N 054-000209 и договора управления с 01.09.2022.
В рамках осуществления лицензионного контроля уполномоченным должностным лицом инспекции проведена внеплановая выездная проверка (решение от 19.04.2023), в ходе которой выявлен факт нарушения обществом пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); корректировка за коммунальную услугу по отоплению проведена не за весь календарный год, а за период с сентября - декабрь 2022 года.
По результатам проверки инспекцией составлены акт от 10.05.2023 N 08-02-000/455, протокол об административном правонарушении от 15.05.2023 N 08-04/455-1 и вынесено постановление от 26.05.2023 N176-23 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "УК ЖКХ-Партнер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется: а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии (пункт 42 (1) Правил N 354).
В пункте 3(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "УК ЖКХ-Партнер" в марте 2023 года произвело корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению за период с сентября по декабрь 2022 года собственникам жилых помещений многоквартирного дома, поскольку ресурсоснабжающей организацией были предоставлены только данные за соответствующий период; общество могло и должно было при отсутствии у нее сведений о потреблении тепловой энергии за весь год запросить дополнительную информацию у ресурсоснабжающей организации; после получения в апреле 2023 года данных за весь год общество в мае 2023 года перерасчет был произведен повторно.
Вопреки позиции подателя жалобы смена исполнителя коммунальной услуги в течении календарного года не влечет для собственников помещений многоквартирного дома изменения или прекращения обязанности исполнителя коммунальной услуги производить начисление размера платы в соответствии с установленными законодательством требованиями, а также производить необходимую корректировку.
Принимая во внимание, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт своевременного принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Существенных нарушений инспекцией положений КоАП РФ при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности не выявлено.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в соответствии с частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Оснований для применения статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15570/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт своевременного принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Существенных нарушений инспекцией положений КоАП РФ при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности не выявлено.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в соответствии с частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Оснований для применения статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2024 г. N Ф04-7202/23 по делу N А45-15570/2023