г. Тюмень |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А70-12270/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ритермана Сергея Абрамовича на решение от 27.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 01.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сафронов М.М.) по делу N А70-12270/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Ритермана Сергея Абрамовича (ОГРНИП 317547600139836, ИНН 540110855985) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (г. Тобольск) (626150, город Тобольск, микрорайон 3Б, дом 24, ОГРН 1037200145157, ИНН:7223008503).
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Ритерман Сергей Абрамович (далее - предприниматель, ИП Ритерман С.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 06.03.2023 N РНП-72-3023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (далее - учреждение, заказчик).
Решением от 27.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 01.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ИП Ритерман С.А. просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что доказательств недобросовестного поведения предпринимателя, совершения им умышленных действий (бездействия), направленных на неисполнение контракта, материалы дела не содержат.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
От учреждения отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003422004192) 04.08.2022 между учреждением (заказчик) и предпринимателем (поставщик) заключен контракт N 0167200003422004192 на поставку медицинских изделий - комплект пипеточных дозаторов автоматических/комплект автоматических пипеточных дозаторов (автоматических пипеток), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 1.1 и 3.1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку медицинских изделий: дозаторы пипеточные "ЭКРОС" и "ЭКРОСХИМ" по ТУ 9452-046-23050963-2007, вариант исполнения - Экохим-ОПА (код ОКПД2 - 32.50.50.190) (далее - оборудование) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (далее - услуги), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги. Поставщик обязуется поставить оборудование в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Поставка оборудования осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства в рабочее время заказчика с 8:00 до 12:00 часов и с 12:30 до 15:30 часов (за исключением выходных и праздничных дней) по адресу: 626118, Тюменская область, Тобольский район, село Байкалово, улица Ленина, 2 (далее - место доставки). Оказание услуг осуществляется поставщиком в месте доставки (пункт 1.3 контракта).
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка оборудования и оказание услуг осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в срок 60 календарных дней с момента подачи заявки заказчиком. Заявки (приложение N 3 к контракту) подаются с момента заключения контракта по 30.09.2022. Заявки, направленные заказчиком по факсимильной связи или по электронной почте, приравниваются к заявке, поданной в письменной форме. В заявке отражается адрес поставки, наименование и количество товара. Поставщик за 2 дня до осуществления поставки оборудования в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) направляет в адрес заказчика, согласно пункту 14.1 настоящего контракта, уведомление о времени доставки оборудования в место доставки.
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.01.2023. Контракт считается заключенным в день размещения договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в Единой информационной системе (пункт 11.1 контракта).
Согласно пунктам 11.6 и 11.7 контракта он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные Федеральным законом о контрактной системе.
Пунктом 14.1 контракта предусмотрено, что все уведомления и извещения, необходимые в соответствии с настоящим контрактом, совершаются сторонами в письменной форме и должны быть доставлены нарочно или направлены почтой, электронной почтой, факсимильной связью, по адресам/номерам телефонов, указанным в разделе 17 настоящего контракта.
28.09.2022 заказчиком в адрес предпринимателя направлена заявка на поставку товаров комплект пипеточных дозаторов автоматических в количестве 1 штуки, цена с учетом НДС 81 000 руб. Соответственно, ИП Ритерман С.А. должен был осуществить поставку оборудования в срок не позднее 27.11.2022.
Между тем, 02.11.2022 предприниматель направил в адрес заказчика письмо, в котором указал, что ввиду сложившейся политической и экономической ситуации в условиях введенных санкций страной-производителем комплектующих для производства поставляемого по контракту оборудования выпуск поставляемого товара отложен на второй квартал 2023 года; оборудование с аналогичными характеристиками не представлено на рынке, предложить альтернативу не представляется возможным; предложил заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. В обоснование своей позиции приложил письмо ООО "Экрос-аналитика" от 02.11.2022, направленное в адрес ИП Ритерман С.А., согласно которому в связи со сложностями в поставках комплектующих материалов, выпуск очередной партии товара планируется на второй квартал 2023 года.
17.11.2022 заказчиком в адрес ООО "Экрос-аналитика" направлено письмо, в котором заказчик просил в целях подтверждения доводов поставщика ИП Ритерман С.А. о невозможности своевременной поставки товара подтвердить либо опровергнуть предоставление в адрес ИП Ритерман С.А. письма от 02.11.2022.
17.11.2022 на электронную почту заказчика с электронной почты ООО "Экросаналитика" поступило письмо, в котором компания отрицала факт направления письма от 02.11.2022 в адрес предпринимателя.
Письмами от 17.11.2022 исх.N 6287, от 02.12.2022 N 6740 учреждение проинформировало предпринимателя о том, что контракт им не исполнен, поставка товара не осуществлена; письмо ООО "Экрос-аналитика" от 02.11.2022 N 543 не соответствует действительности; на сайте ООО "Экрос-аналитика" отсутствует какая-либо информация о перебоях с поставкой товара, товар имеется в наличии, производитель товара Россия; заказчик предложил поставщику в кратчайший срок осуществить поставку товара.
Поставка товара не была осуществлена, ответы на письма не поступали.
В этой связи 16.02.2023 заказчиком на основании пунктов 11.6, 11.7 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ИП Ритерманом С.А. (размещено в Единой информационной системе и получено поставщиком 16.02.2023).
21.02.2023 предприниматель направил в адрес заказчика письмо, в котором указал, что не имел намерений нарушать обязательства по контракту и предпринял все необходимые действия к их исполнению; в настоящий момент товар находится на терминале транспортной компании "Деловые линии" (далее - ТК "Деловые линии") в городе Тобольске, в ближайшее время будет осуществлена его доставка; просил заказчика принять доставленный товар и исполнить обязательства по договору, либо расторгнуть договор по обоюдному согласию сторон.
В 10-дневный срок после получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, товар заказчику не поступил, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28.02.2023.
Информация о расторжении контракта с обоснованием причин одностороннего отказа от его исполнения была направлена заказчиком в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением управления от 06.03.2023 N РНП-72-3023 сведения о предпринимателе включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с указанным решением, ИП Ритерман С.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для включения сведений в отношении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рассматриваемом случае основанием для включения предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков послужил односторонний отказ учреждения от исполнения контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено пунктами 11.6, 11.7 контракта.
Статьей 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки подрядчиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что, подавая заявку на участие в закупке и подписывая контракт, предприниматель выразил свое согласие с его условиями; ИП Ритерман С.А. фактически не приступил к исполнению контракта, принятые на себя обязательства не выполнил; с учетом направления заказчиком 28.09.2022 заявки предприниматель должен был в срок не позднее 27.11.2022 осуществить поставку оборудования в соответствии с требованиями контракта; заказчик неоднократно требовал от предпринимателя исполнить условия контракта, в том числе предоставлял ему дополнительное время; доказательств объективной невозможности исполнения контракта, а также свидетельствующих об устранении нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе, предпринимателем не представлено.
Вопреки позиции предпринимателя материалы дела не подтверждают обстоятельств того, что 16.02.2023 оборудование было доставлено в адрес заказчика, последний был проинформирован об этом, но отказался его принимать; учреждение отрицает факты поступления в его адрес заказа по транспортной накладной от 09.02.2023 N 23-02801050532, а также извещений от транспортной компании.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для включения сведений в отношении ИП Ритермана С.А. в реестр недобросовестных поставщиков и правомерно отказали в признании оспариваемого решения недействительным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12270/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки подрядчиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф04-7929/24 по делу N А70-12270/2023