г. Тюмень |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А46-1598/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.09.2023 (судья Иванова И.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бацман Н.В., Верёвкин А.В., Воронов Т.А.) по делу N А46-1598/2023 по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Ленина, дом 2, ИНН 5503026780, ОГРН 1025500758898) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Тарская, дом 11, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) об обязании принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество.
Суд установил:
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества) об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем осуществления действий в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу, связанных с прекращением права оперативного управления УМВД России по Омской области на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке по адресу: Омская область, Омский район, п. Ключи, ул. Лесная, д. 2, а именно:
- водонапорная башня площадью застройки 3,1 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2512;
- нежилое строение (гараж) площадью 280,2 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:4127;
- дизельная площадью 30,1 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2530;
- дом начальника лагеря площадью 34,1 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2533;
- котельная с душевыми площадью 245,5 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2536;
- склад, овощехранилище (ледник) площадью 106,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2531;
- пионерская площадью 55,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2535;
- плавательный бассейн площадью 331,2 кв. м объемом 464 куб. м, с кадастровым номером 55:20:070101:2514;
- спальный корпус N 1 площадью 226,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2516;
- нежилое строение (здание учебного корпуса) площадью 232 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2541;
- спальный корпус N 3 площадью 454,3 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2542;
- спальный корпус N 4 площадью 458,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2538;
- столовая площадью 403 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2534;
- нежилое строение (служебный корпус) площадью 127,7 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2532;
- нежилое строение (медицинский корпус) площадью 182,4 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2539;
- нежилое строение (склад) площадью 85,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:4169.
Устранить нарушение прав и законных интересов учреждения истец просил путем издания в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу распоряжения об изъятии в состав имущества казны Российской Федерации и подписания с акта приема-передачи обозначенных выше объектов недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве второго ответчика в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного от 20.11.2023, исковые требования УМВД России по Омской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, ТУ Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на следующее: изъятие в казну движимого и недвижимого имущества производится ответчиком в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденным Приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131 по поручению Росимущества; процедура и сроки изъятия имущества у учреждения не регламентированы действующим законодательством; земельный участок под объектами недвижимости не сформирован, права на него не оформлены, при этом положения подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закрепляют принцип единства судьбы земельных yчacтков и прочно связанных с ними объектов; в пределах лагеря были обнаружены и другие объекты капитального строительства: две бани, пристройка к гаражу с двумя входами, которые в реестре федерального имущества не числятся, на балансе у УМВД России по Омской области не находятся; передача в собственность Российской Федерации неоформленного реконструированного объекта - гаража с пристройкой будет препятствовать государственной регистрации перехода права собственности; также по данному адресу в реестре федерального имущества числится нежилое строение клуб (конюшня), которое в настоящее время используется по назначению.
УМВД России по Омской области и Росимуществом отзывы на кассационную жалобу не представили.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статьей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации города Омска от 12.05.1995 N 538-п имущественный комплекс пионерского лагеря "Лесная Поляна" передан в безвозмездное пользование Управлению внутренних дел Омской области (далее - УВД Омской области).
Приказом УВД Омской области от 01.06.1995 N 294 имущественный комплекс передан Управлению вневедомственной охраны.
Приказом Комитета по управлению имуществом Омской области от 31.12.2003 N 512 имущественный комплекс пионерского лагеря "Лесная Поляна" Омского района закреплен на праве оперативного управления за УВД Омской области.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) за УМВД России по Омской области зарегистрировано право оперативного управления в отношении принадлежащих Российской Федерации на праве собственности объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по адресу: Омская область, Омский район, п. Ключи, д. 2, относящемуся к землям лесного фонда:
- водонапорная башня площадью застройки 3,1 кв. м, объемом 31 куб. м, с кадастровым номером 55:20:070101:2512;
- нежилое строение (гараж) площадью 280,2 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:4127;
- дизельная площадью 30,1 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2530;
- дом начальника лагеря площадью 34,1 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2533;
- котельная с душевыми площадью 245,5 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2536;
- склад, овощехранилище (ледник) площадью 106,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2531;
- пионерская площадью 55,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2535;
- плавательный бассейн площадью 331,2 кв. м объемом 464 куб. м, с кадастровым номером 55:20:070101:2514;
- спальный корпус N 1 площадью 226,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2516;
- нежилое строение (здание учебного корпуса) площадью 232 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2541;
- спальный корпус N 3 площадью 454,3 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2542;
- спальный корпус N 4 площадью 458,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2538;
- столовая площадью 403 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2534;
- нежилое строение (служебный корпус) площадью 127,7 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2532;
- нежилое строение (медицинский корпус) площадью 182,4 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:2539;
- нежилое помещение (склад) площадью 85,6 кв. м с кадастровым номером 55:20:070101:4169.
Также на праве оперативного управления за УМВД России по Омской области закреплено нежилое строение (здание клуба, конюшня), площадью 658,6 кв. м, которое используется по назначению.
Приказом УМВД России по Омской области от 01.10.2020 N 648 "О переводе на консервацию объектов недвижимости УМВД России по Омской области" объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Омская область, Омский район, п. Ключи, ул. Лесная, 2, законсервированы сроком на 3 года.
Ссылаясь на то, что большая часть переданного на праве оперативного управления имущественного комплекса не используются учреждением, является избыточной, 18.05.2022 УМВД России по Омской области обратилось к министру внутренних дел Российской Федерации с просьбой прекратить право оперативного управления.
В ответном письме от 17.06.2022 министерство согласовало прекращение права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве оперативного управления за УМВД по Омской области согласно прилагаемому перечню.
21.07.2022 учреждение обратилось к ТУ Росимущества с письмом о прекращении права оперативного управления на объекты имущества, расположенные на земельном участке по адресу: Омская область, р-н Омский, п. Ключи, ул. Лесная, д. 2.
14.11.2022 учреждение направило ТУ Росимущества письмо о предоставлении информации о сроках изъятия объектов недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
28.12.2022 учреждение направило ТУ Росимущества претензию, в которой просило принять в казну Российской Федерации объекты недвижимости, поскольку такие объекты являются излишними и не используются по назначению, потребность в их использовании как отсутствует.
В связи с тем, что объекты недвижимого имущества не изъяты из оперативного управления, УМВД России по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 12, 125, 209, 216, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 4, 5.2, 5.3, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", и исходили из наличия у УМВД России по Омской области права отказаться от оперативного управления неиспользуемым имуществом, обязанности собственника в лице его уполномоченного территориального органа принять это имущество в казну Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и примененным нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
На основании приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При этом в соответствии с пунктом 6.5 приложения N 51 к Приказу Росимущества от 23.06.2023 N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества по Омской области самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями.
Исходя из наличия у учреждения права на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, факт согласования в установленном порядке отказа с Министерством внутренних дел Российской Федерации, установив, что решение вопроса об изъятии имущества из оперативного управления в казну находится в компетенции ТУ Росимущества суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Отклоняя довод заявителя о том, что изъятие в казну спорных объектов недвижимости без сформированного под ним земельного участка невозможно, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что УМВД России по Омской области обращалось в Главное управление лесного хозяйства Омской области за разъяснением о возможности закрепления на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, п. Ключи, ул. Лесная, 2, за УМВД России по Омской области, однако получило отказ со ссылкой на положения пункта 10 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов лесного законодательства является принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления, в связи с чем предоставление УМВД России по Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанного лесного участка не представляется возможным.
Кроме того, поскольку земельный участок, на котором расположены заявленные к изъятию из оперативного управления объекты, относится к категории земель - земли лесного фонда, в связи с чем этот земельный участок является федеральной собственностью и собственник обладает всей полнотой компетенции по формированию участка. Принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости соблюдается в полной мере.
Довод ТУ Росимущества относительно того, что в пределах лагеря обнаружены иные объекты капитального строительства и фактического использования истцом нежилого строения (конюшня) по назначению правомерно отклонен судам ввиду того, что указанное обстоятельство не препятствует передаче в казну спорного имущества. Кроме того, УМВД России по Омской области составлен конкретизированный перечень неиспользуемых объектов, подлежащих изъятию в казну, при этом характеристики поименованных объектов недвижимости совпадают с данными, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в реестре объектов федеральной собственности.
Установив наличие у УМВД России по Омской области права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления, которое не используется по назначению, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность отказа от изъятия имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Вывод судов соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, о том, что непринятие в казну имущества, неиспользуемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям управления Росимущества в сфере его деятельности.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, основания для которой у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу статей 286, 287 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.09.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 по делу N А46-1598/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из наличия у учреждения права на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, факт согласования в установленном порядке отказа с Министерством внутренних дел Российской Федерации, установив, что решение вопроса об изъятии имущества из оперативного управления в казну находится в компетенции ТУ Росимущества суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Отклоняя довод заявителя о том, что изъятие в казну спорных объектов недвижимости без сформированного под ним земельного участка невозможно, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что УМВД России по Омской области обращалось в Главное управление лесного хозяйства Омской области за разъяснением о возможности закрепления на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, п. Ключи, ул. Лесная, 2, за УМВД России по Омской области, однако получило отказ со ссылкой на положения пункта 10 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов лесного законодательства является принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления, в связи с чем предоставление УМВД России по Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанного лесного участка не представляется возможным.
...
Вывод судов соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, о том, что непринятие в казну имущества, неиспользуемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям управления Росимущества в сфере его деятельности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф04-7818/24 по делу N А46-1598/2023