г. Тюмень |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А45-7382/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" на решение от 01.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 17.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-7382/2023 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 25, ОГРН 1105406000798, ИНН 5406558540) к акционерному обществу по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 19, ОГРН 1025402462689, ИНН 5405162714) о взыскании вреда, причиненного объектам животного мира.
Другое лицо, участвующее в деле, - федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Добролюбова, дом 111, ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области - Щербатых Е.С. по доверенности от 01.01.2024,
от акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" - Ашиков И.А. по доверенности от 01.12.2023.
Суд установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) обратилось с иском о взыскании с акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (далее - общество) 95 817,81 руб. вреда, причиненного объектам животного мира Новосибирской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение).
Решением от 01.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что обществом выполнены все необходимые лесовосстановительные мероприятия; факт причинения вреда объектам животного мира не доказан; апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, у которого имелись технические проблемы подключения к судебному онлайн-заседанию.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и министерство просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 23.06.2020 N 13/15-л для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов площадью 28, 7647 га (Новосибирская область, Чановский район, Чановское лесничество, Чановский лесохозяйственный участок, квартал N 125 выделы 37, 41, 48, Тебисский лесохозяйственный участок квартал N 74 выделы 22, 24, 26-34, 40, 41, квартал N 76 выделы 22-28, 31-36, 44, квартал N 77 выделы 29-33, 41, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1107-2020-06), предполагающий совершение рубок лесных насаждений.
Полагая, что общество причинило ущерб объектам животного мира и среде их обитания в результате осуществления сплошной рубки лесных насаждений, министерством произведен расчет ущерба в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 N 948 (далее - Методика N 948), и направлена претензия от 30.01.2023 N 872-01/37.
Поскольку общество в добровольном порядке претензию не исполнило, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности факта причинения обществом вреда объектам животного мира и наличии оснований для его взыскания в исчисленном министерством размере.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством; вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, воспроизводство охотничьих ресурсов, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В Постановлении от 02.06.2015 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на положения статей 9 (часть 1), 36 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, сформулировал правовые позиции о том, что: необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.); лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам.
Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по рубке лесных насаждений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1197-О).
Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (пункт 1 статьи 26 Закона N 7-ФЗ), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы). Для существования объектов животного мира важнейшим условием является сохранение их естественной среды обитания (в данном случае - лесной растительности).
Факт осуществления сплошной рубки деревьев и расчистки территории под строительство линейного объекта установлен судами двух инстанций, подтвержден материалами дела и обществом по существу не оспаривался.
То обстоятельство, что впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 54:27:030401:827, 54:27:031001:1462 и 54:27:031001:1266 были переведены в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта_", не исключает причинение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам).
Доказательств осуществления обществом мероприятий по защите и воспроизводству объектов животного мира материалы дела не содержат.
Размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам обоснованно рассчитан министерством в соответствии с Методикой N 948. Проверив указанный расчет, суды признали его верным.
Довод общества о применении министерством при расчете ущерба недействующего нормативного правового акта - приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и мотивировано отклонен.
Возражения общества относительно некорректности расчета министерства в части видового состава охотничьих ресурсов, их численности и распространения на спорной территории документально не подтверждены.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили требования министерства и взыскали с общества 95 817,81 руб. в счет возмещения вреда, причиненного объектам животного мира, охотничьим ресурсам.
Принимая во внимание ответ специалиста отдела технической поддержки Pravo.tech., согласно которому во время онлайн-заседания 15.11.2023 сбоев не было обнаружено, пользователь lubanets@ngs.ru (Любанец Артём Александрович), не авторизовывался в информационной системе "Картотека арбитражных дел" 15.11.2023, суд округа признает несостоятельной ссылку общества на отсутствие технической возможности участия представителя общества в судебном онлайн-заседании по рассмотрению апелляционной жалобы. Кроме того, общество не сообщало суду апелляционной инстанции о возникновении у его представителя технических проблем к судебному онлайн-заседанию.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7382/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (пункт 1 статьи 26 Закона N 7-ФЗ), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы). Для существования объектов животного мира важнейшим условием является сохранение их естественной среды обитания (в данном случае - лесной растительности).
...
Довод общества о применении министерством при расчете ущерба недействующего нормативного правового акта - приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и мотивировано отклонен."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф04-206/24 по делу N А45-7382/2023