г. Тюмень |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А70-3425/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 11.08.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Маркова Н.Л.) и постановление от 13.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Бацман Н.В., Иванова Н.Е.) по делу N А70-3425/2023 по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) к Управе Калининского административного округа Администрации города Тюмени (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Луначарского, дом 61, ОГРН 1027200860620, ИНН 7204006437) о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений Тюменской области (625002, Тюменская область, город Тюмень, улица Сакко, дом 30, корпус 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460), Администрация городского округа город Тюмень (625036, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092).
В судебном заседании приняла участие представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Колокольцева Ю.В. по доверенности от 27.01.2024.
Суд установил:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управе Калининского административного округа Администрации города Тюмени (далее - управа) о возмещении вреда, причиненного почвам, в размере 698 425 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент), Администрация городского округа город Тюмень.
Решением от 11.08.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по настоящему делу является управа, вместе с тем в нарушение требований статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции, придя к выводу о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, не предложил истцу заменить ответчика или привлечь в качестве второго ответчика департамент.
Участвующие в деле лица отзывы в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на основании поручения о проведении проверочных мероприятий по факту розлива нефтепродуктов на земельных участках с кадастровыми номерами 72:23:0214002:9865, 72:23:0214002:8837, 72:23:0214002:13335, поступившего из Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры, управлением возбуждено дело об административном правонарушении (определение от 08.10.2021) и проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214002:9865, образованном из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:282, расположенном по адресу: город Тюмень, улица Луначарского, дом 6, допущен сброс отходов производства и потребления - битума; земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214002:282 по периметру огорожен забором, с земельного участка зафиксированы подтеки нефтепродуктов, проходящие по поверхности почвенного покрова вниз к железнодорожным путям; ответственность за содержание участка с кадастровым номером 72:23:0214002:9865 несет управа.
Специалистами федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и лабораторных измерений по Уральскому федеральному округу" произведен отбор проб почвы на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214002:9865, в которых согласно экспертному заключению от 29.10.2021 обнаружено превышение фонового показателя содержания нефтепродуктов в 6,1 раза.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения управы к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (постановление от 14.12.2021).
Претензией от 28.12.2021 управе предложено возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238).
Поскольку в добровольном порядке вред возмещен не был, административный орган обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что управа является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу; постановление от 14.12.2021 признано незаконным и отменено решением от 03.03.2022 N 12-68/2022 судьи Калининского суда города Тюмени по делу N 12-68/2022, оставленным без изменения решением от 15.07.2022 судьи Тюменского областного суда по делу N 21-357/2022 и постановлением от 21.10.2022 заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по делу N 16-5636/2022).
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Охрана окружающей среды осуществляется на основе принципа "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Природоохранное законодательство, устанавливая общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, исходит из презумпции экологической опасности указанной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, и возлагает на ведущих ее лиц обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (абзац девятый статьи 3, пункты 1 и 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среде).
В силу прямого указания пунктов 1 и 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, запрещается.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых произошло соответствующее загрязнение, в том числе вследствие несоблюдения лицом обязательных требований, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнения.
Как указано в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Следовательно, ответственное за возмещение вреда лицо не может определяться истцом произвольно. При обращении в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, заинтересованное лицо должно установить круг хозяйствующих субъектов и иных лиц, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов и (или) выступающих источником образования загрязняющих веществ, попадающих в почвы на соответствующем земельном участке.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Обязанность поддержания земельных участков в надлежащем состоянии возлагается и на органы публичной власти, к компетенции которых отнесено управление земельными участками (пункт 26 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, если будет установлено лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов на земельном участке, то данное лицо будет обязано возместить вред, причиненный почве в результате ее загрязнения.
В том случае, если такое лицо не установлено, имущественную ответственность несет собственник земельного участка, орган, уполномоченный выступать от имени собственника - публичного правового образования, орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечившие ликвидацию несанкционированного размещения отходов, которое привело к загрязнению почвы, поскольку его противоправное поведение (бездействие) обусловило причинение экологического вреда (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2023 N 308-ЭС22-27164).
Судом апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, неоднократно предлагалось представить письменные пояснения относительно обстоятельств загрязнения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:9865 битумом, а также о собственнике и местонахождения битумохранилища, послужившего возможным источником загрязнения.
Во исполнение указанных определений управлением представлена информация, что на территории земельного участка с кадастровым номером 72:23:0325003:9865 ранее был расположен асфальто-бетонный завод; на указанном земельном участке были выявлены очаги розлива битума на почву, которые находятся в границах котлованов, предназначенных для возможного складирования нефтесодержащих отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 АПК РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам.
Если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 47 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из отсутствия оснований для возложения гражданско-правовой ответственности на управу, поскольку она не является владельцем земельного участка, вред, причиненный почве, не связан с ее хозяйственной деятельностью или каких-то созданных ею предприятий, учреждений, то есть фактически пришли к выводу о том, что управа является ненадлежащим ответчиком по делу, не предложив управлению заменить ответчика либо привлечь правообладателя земельного участка и/или лицо, в результате хозяйственной деятельности которого почвам был причинен вред, в качестве соответчика (соответчиков).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела судам надлежит учесть вышеизложенное, определить правообладателя спорного земельного участка; предложить указанному лицу предоставить сведения о лице (лицах), чья деятельность привела к причинению вреда; при необходимости решить вопрос о замене ненадлежащего ответчика либо привлечении указанного лица (лиц) в качестве соответчика (соответчиков); исследовать и оценить в соответствии с требованиями статей 64 - 68, 71 АПК РФ все доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений; установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства; принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3425/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Обязанность поддержания земельных участков в надлежащем состоянии возлагается и на органы публичной власти, к компетенции которых отнесено управление земельными участками (пункт 26 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф04-7762/23 по делу N А70-3425/2023
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2025 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12317/2024
18.10.2024 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3425/2023
28.02.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7762/2023
13.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9565/2023
11.08.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3425/2023