г. Тюмень |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А67-746/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Асиновская районная больница" на решение от 30.08.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 29.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-746/2023 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Асиновская районная больница" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица им. Гончарова, дом 170, ИНН 7002006723, ОГРН 1027002952657) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, квартира 50 ИНН 7019027633 ОГРН 1027000886384) о признании недействительным решения от 24.11.2022 N 070/06/106-862/2022 в части.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (121151, Московская область, город Москва, набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 25, помещение 1, ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666); областное государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Томской области" (634034, Томская область, город Томск, улица Нахимова, дом 8, ИНН 7017350944, ОГРН 1147017006179); общество с ограниченной ответственностью "МедРентСервис" (634034, Томская область, город Томск, улица Вершинина, дом 19, квартира 53, ИНН 7017358171, ОГРН 1147017014440); общество с ограниченной ответственностью "Ф-маркет" (117461, Московская область, город Москва, улица Каховка, дом 10, строение 3, ИНН 7727716449, ОГРН 1107746304819)
Суд установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Асиновская районная больница" (далее - заказчик, больница) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 24.11.2022 N 070/06/106-862/2022 в части пунктов 1-5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер", областное государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Томской области" (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "МедРентСервис" (далее - ООО "МедРентСервис"), общество с ограниченной ответственностью "Ф-маркет" (далее - ООО "Ф-маркет").
Решением от 30.08.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 29.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, больница просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку в Каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) отсутствовала позиция с кодом, обеспечивающим поставку товара в полной мере отвечающего потребностям заказчика, больница имела право осуществить описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом запреты на указание дополнительных характеристик, установленные для радиоэлектронной продукции, не применяются; код КТРУ 26.60.12.111-00000040 не отвечал потребностям заказчика, поскольку комплектация изделия была избыточной (заказчику не требовалось рабочее место); при выборе позиции КТРУ больница обоснованно руководствовалась кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); требование руководствоваться кодом номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ) при выборе позиции КТРУ действующим законодательством не предусмотрено; оснований для отклонения заявки ООО "МедРентСервис" не имелось; управлением на заказчика необоснованно возложена обязанность по обеспечению явки лица, ответственного за утверждение конкурсной документации, на составление протокола об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ф-маркет" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 09.11.2022 учреждением в интересах больницы в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0865200000322002320 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (система холтеровского мониторирования), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Не согласившись с положениями аукционной документации, ООО "Ф-маркет" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.
Решением от 24.11.2022 N 070/06/106-862/2022 управление признало жалобу обоснованной (пункт 1); заказчика - нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (пункт 2); учреждение - нарушившим требования пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (пункт 3); больнице выдано предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 4); на заказчика возложена обязанность обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания закупочной документации, на составление протокола об административном правонарушении, в том числе ознакомить ответственное лицо с решением антимонопольного органа (пункт 5); на учреждение возложена обязанность обеспечить явку членов аукционной комиссии на составление протокола об административном правонарушении, в том числе ознакомить ответственное лицо с решением антимонопольного органа (пункт 6).
Не согласившись с решением управления в части пунктов 1-5, больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения решения в оспариваемой заказчиком части.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе (пункт 5 части 1); извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1 части 2).
Согласно пункту 1 части 1 статье 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Формирование и ведение в Единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением, в том числе случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Перечень N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (подпункт "а" пункта 5 Правил).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в КТРУ отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В настоящем случае предметом закупки являлось медицинское изделие - система холтеровского мониторирования.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий (далее - НКМИ) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2); на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (часть 4).
При этом, как следует из писем от 19.05.2022 N 24-03-07/46536 и от 12.07.2022 N 24-03-07/67085 Министерства финансов Российской Федерации, с целью исключения ситуаций проведения закупки медицинского изделия с характеристиками, которым не может соответствовать ни одно зарегистрированное в установленном порядке медицинское изделие, позиции КТРУ по медицинским изделиям формируются на основании НКМИ, а описание позиций КТРУ формируется по результатам анализа всех характеристик всех конкретных зарегистрированных медицинских изделий с одним кодом НКМИ.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено названным Законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим названным Законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в извещении о проведении закупки заказчиком был установлен код КТРУ 26.60.12.129-00000059 "Регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга", соответствующий коду НКМИ 291510; примененный код КТРУ не содержал в себе описания характеристик закупаемого товара и позволял указать технические характеристики в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе; исходя из установленных в техническом задании характеристик закупаемый больницей товар относился к коду НКМИ 291680, соответствующему коду КТРУ 26.60.12.111-00000040 "Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга" и ОКПД2 26.60.12.129, содержащемуся в Перечне N 878; победителем аукциона было признано ООО "МедРентСервис", предложившее к поставке товар "МИОКАРД-ХОЛТЕР-2", которому присвоен код НКМИ 291680, соответствующий коду КТРУ 26.60.12.111-00000040.
Вопреки позиции заказчика характеристика "комплектация" кода КТРУ 26.60.12.111-00000040 относится к изменяемой заказчиком (множественный выбор), позволяющей заказчику выбрать одно или несколько значений характеристики исходя из своей потребности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно поддержали выводы антимонопольного органа об отсутствии у заказчика оснований для указания кода КТРУ 26.60.12.129-00000059, дающего возможность установить дополнительные требования при описании объекта закупки в обход требований действующего законодательства, а у аукционной комиссии - оснований для неотклонения заявки ООО "МедРентСервис".
Довод заказчика о незаконности возложения на него обязанности по извещению лица, ответственного за содержание извещения и аукционной документации, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении мотивированно отклонен судами со ссылкой на то, что указанное требование предъявлено в целях своевременного, полного и всестороннего рассмотрения дел об административных правонарушениях, при том, что его исполнение носит добровольный характер.
Остальные доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.08.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 29.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-746/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим названным Законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в извещении о проведении закупки заказчиком был установлен код КТРУ 26.60.12.129-00000059 "Регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга", соответствующий коду НКМИ 291510; примененный код КТРУ не содержал в себе описания характеристик закупаемого товара и позволял указать технические характеристики в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе; исходя из установленных в техническом задании характеристик закупаемый больницей товар относился к коду НКМИ 291680, соответствующему коду КТРУ 26.60.12.111-00000040 "Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга" и ОКПД2 26.60.12.129, содержащемуся в Перечне N 878; победителем аукциона было признано ООО "МедРентСервис", предложившее к поставке товар "МИОКАРД-ХОЛТЕР-2", которому присвоен код НКМИ 291680, соответствующий коду КТРУ 26.60.12.111-00000040."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2024 г. N Ф04-511/24 по делу N А67-746/2023
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-511/2024
02.10.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8387/2023
20.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-511/2024
29.11.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8387/2023
30.08.2023 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-746/2023