г. Тюмень |
|
22 марта 2024 г. |
Дело N А45-2892/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коробейникова Дмитрия Николаевича на решение от 09.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 31.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-2892/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Коробейникова Дмитрия Николаевича (ОГРНИП 304550114100020) к Федеральному бюджетному учреждению "Агентство автомобильного транспорта" (125480, город Москва, улица Героев Панфиловцев, дом 24, ОГРН 1037739118317, ИНН 7732116253) в лице филиала в Сибирском федеральном округе (Новосибирская область, город Новосибирск) об оспаривании действий.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Коробейников Дмитрий Николаевич (далее - предприниматель, Коробейников Д.Н.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному бюджетному учреждению "Агентство автомобильного транспорта" (далее - учреждение, ФБУ "Росавтотранс") о признании незаконными действий по возврату документов, прилагаемых к обращению Коробейникова Д.Н. об открытии регулярного маршрута, отраженных в письме от 30.12.2022 N 18-06/1140.
Решением от 09.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами необоснованно не применены положения Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (город Бишкек 09.10.1997), Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), которые не содержат условия о необходимости представления договора с автовокзалом при согласовании международного маршрута регулярных перевозок.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Коробейников Д.Н. 26.12.2022 обратился в ФБУ "Росавтотранс" с заявлением о согласовании международного маршрута регулярных перевозок сообщением "Омск (Российская Федерация) - Астана (Республика Казахстан)".
По результатам рассмотрения заявления учреждение письмом от 30.12.2022 N 18-06/1140 возвратило предпринимателю комплект документов по организации маршрута на основании подпункта 4 пункта 3 Регламента выполнения Министерством транспорта Российской Федерации функции компетентного органа Российской Федерации по соглашениям о международном автомобильном сообщении в части согласования регулярных перевозок пассажиров автобусами (действовал в спорный период, далее - Регламент), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.04.2012 N 120 (далее - приказ N 120), в связи с отсутствием в пакете документов копий договоров российского и иностранного перевозчиков, подтверждающих право отправления и прибытия автобусов и обслуживания пассажиров на остановочных пунктах на территории Российской Федерации в соответствии с заявленным расписанием движения автобусов.
Предпринимателю разъяснено, что возможность представления заявления об установлении международных маршрутов регулярных перевозок без приложения вышеуказанных договоров наступит с 01.03.2023 - даты вступлением в силу статьи 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 337-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 337-ФЗ).
Не согласившись с действиями учреждения по возврату документов, Коробейников Д.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренной частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемых действий ФБУ "Росавтотранс" незаконными.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействия) возложена на орган, должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие); факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов должно доказать лицо, обратившееся в суд.
Согласно статье 2 Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа общие условия международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, включающие организацию перевозок и получение права на их осуществление, порядок страхования, пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля, регламентируются: многосторонними конвенциями и соглашениями; двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении; национальным законодательством Сторон.
Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации (пункт 3 статьи 1 Устава автомобильного транспорта).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по территории Российской Федерации и территории иностранного государства по согласованию федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующего компетентного органа иностранного государства.
Компетентным органом по реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, а также обязательств, определяемых членством Российской Федерации в международных организациях, является Министерство транспорта Российской Федерации (пункт 2 Правил выдачи российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 89).
На основании статьи 6 Закона N 127-ФЗ разработан приказ N 120 об утверждении Регламента (утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.03.2023 N 69), пунктом 2 которого предусмотрено, что обращения об открытии (изменении, продлении срока действия, транзитном проезде, закрытии) регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении, осуществляемых по территории Российской Федерации, направляются в филиалы ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с территориальным расположением начального (конечного) остановочного пункта на территории Российской Федерации; к обращению прилагаются документы, содержащие данные о:
маршруте следования;
тарифах на перевозку;
расписании движения автобусов с указанием периодичности и регулярности выполнения перевозок, адресов остановочных пунктов, на которых будет производиться посадка и высадка пассажиров, с приложением копий договоров российских и иностранных перевозчиков, подтверждающих право отправления и прибытия автобусов и обслуживания пассажиров на остановочных пунктах на территории Российской Федерации в соответствии с заявленным расписанием движения автобусов;
копии договора о совместном обслуживании маршрута (в случае обслуживания маршрута несколькими перевозчиками).
В соответствии с пунктом 3 Регламента ФБУ "Росавтотранс":
1) регистрирует поступающие обращения об открытии (изменении, продлении срока действия, транзитном проезде, закрытии) регулярного маршрута и, в срок не более 10 календарных дней с даты регистрации, осуществляет проверку полноты представленных комплектов документов;
2) при положительных результатах проверки полноты представленных комплектов документов в срок не более 30 календарных дней с даты регистрации обращения об открытии (изменении, продлении срока действия, транзитном проезде, закрытии) регулярного маршрута осуществляет подготовку информации о регулярном маршруте для рассмотрения на заседании Комиссии по рассмотрению материалов о функционировании регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении, созданной приказом министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 135;
3) готовит предложения по подбору национального перевозчика для работы на регулярном маршруте;
4) осуществляет возврат документов, прилагаемых к обращению об открытии (изменении, продлении срока действия, транзитном проезде, закрытии) регулярного маршрута, в следующих случаях:
неполноты представленных документов;
предоставления недостоверных сведений.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что предпринимателем к заявлению о согласовании международного маршрута регулярных перевозок сообщением "Омск (Российская Федерация) - Астана (Республика Казахстан)" не были приложены копии договоров российского и иностранною перевозчиков, подтверждающих право отправления и прибытия автобусов и обслуживания пассажиров на остановочных пунктах на территории Российской Федерации в соответствии с заявленным расписанием движения автобусов.
Поскольку представление указанных документов было установлено пунктом 2 Регламента, действовавшего в спорный период, в письмах от 03.03.2022 N ДЗ-414-ПГ, от 18.07.2022 N ДЗ-1652-ПГ и от 30.12.2022 N 18-06/1140 Коробейникову Д.Н. разъяснено, что новый порядок регулирования правоотношений, связанных с установлением, изменением, отменой международных маршрутов регулярных перевозок, предусматривающий возможность подачи соответствующего заявления без приложения договоров, подтверждающих право отправления и прибытия автобусов и обслуживания пассажиров на остановочных пунктах, будет действовать с даты вступления в силу Закона N 337-ФЗ (дата вступления в силу была изменена с 01.09.2022 на 01.03.2023), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий учреждения.
Суды верно отметили, что предприниматель не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в компетентный орган с учетом изменений, действующих с 01.03.2023.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делу N А46-1507/2022 Арбитражного суда Омской области об урегулировании разногласий, возникших в ходе заключения договора между Коробейниковым Д.Н. и акционерным обществом "Омскоблавтотранс", обоснованно отклонена судами, поскольку учреждение участником данного спора не являлось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, как следует из материалов дела (отзыв учреждения на кассационную жалобу от 01.03.2024), в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством транспорта Российской Федерации 29.01.2024 принято решение о согласовании установления предпринимателю международного маршрута "Омск (Российская Федерация) - Астана (Республика Казахстан)", сведения о котором внесены в реестр международных маршрутов регулярных перевозок под регистрационным номером RU55.KZ.2978.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 31.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2892/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, как следует из материалов дела (отзыв учреждения на кассационную жалобу от 01.03.2024), в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством транспорта Российской Федерации 29.01.2024 принято решение о согласовании установления предпринимателю международного маршрута "Омск (Российская Федерация) - Астана (Республика Казахстан)", сведения о котором внесены в реестр международных маршрутов регулярных перевозок под регистрационным номером RU55.KZ.2978."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2024 г. N Ф04-74/24 по делу N А45-2892/2023