г. Тюмень |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А02-748/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Донцовой А.Ю.
Зиновьевой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной общественной организации "Ассоциация экстремальных видов спорта Республики Алтай" на решение от 17.08.2023 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 01.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Апциаури Л.Н., Киреева О.Ю.) по делу N А02-748/2023 по исковому заявлению Региональной общественной организации "Ассоциация экстремальных видов спорта Республики Алтай" (649100, Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Алтайская, дом 87А, ОГРН 1190400001054, ИНН 0400010839) к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (649100, Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Алтайская, дом 87А, ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 3, ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка; о признании недействительным договора аренды лесного участка; об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок;
об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о договоре аренды лесного участка; об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, сельской администрации Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай, администрации муниципального образования "Майминский район", общества с ограниченной ответственностью "Сезам", кадастрового инженера Кулигина Сергея Николаевича, кадастрового инженера Смирнова Петра Сергеевича.
В заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель Региональной общественной организации "Ассоциация экстремальных видов спорта Республики Алтай" - Кожин А.Г. по доверенности от 13.04.2023.
Суд установил:
общественная организация "Ассоциация экстремальных видов спорта Республики Алтай" (далее - РОО "АЭВСРА", истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Минприроды РА, министерство), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:01:020201:162; о признании недействительным договора аренды лесного участка с кадастровым номером 04:01:020201:162; об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (номер регистрации 04:01:020201:162-04/014/2021-1) на земельный участок с кадастровым номером 04:01:020201:162; об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи (номер регистрации 04:01:020201:162-04/014/2022-2) о договоре аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 13-08-22 от 15.02.2022 года, заключенный с арендатором обществом с ограниченной ответственностью "Сезам"; об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 04:01:020201:162.
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Сельскую администрацию Манжерокского сельского поселения Майминского района Республики Алтай, администрацию муниципального образования "Майминский район"; общество с ограниченной ответственностью "Сезам" (далее - ООО "Сезам"), кадастрового инженера Кулигина Сергея Николаевича.
Решением от 17.08.2023 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 01.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе РОО "АЭВСРА" просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Считает, что при вынесении решения не учтен тот факт, что земельный участок 04:01:020201:162 сформирован в нарушение действующего законодательства, в границах, не относящихся к землям лесного фонда, что исключает возможность признания в отношении него права собственности Российской Федерации и возможности распоряжения им министерством. Кроме того, доказательств (решений) о переводе указанных земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда в суд не предоставлялось.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлен.
В судебном заседании представитель истца высказался в поддержку изложенной в жалобе позиции.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Из материалов дела следует, РОО "АЭВСРА" осуществлялось использование земель площадью 18 579 кв. м, расположенных по адресному ориентиру: Российская Федерация, Республика Алтай, Майминский район, в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, с помощью занятий адаптивной физической культурой и спортом на основании распоряжения администрации муниципального образования Майминский район от 14.12.2020 N 713-РГЗ "О разрешении на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута".
Разрешение на использование земель выдано в соответствии со статьями 39.33 - 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для размещения нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, сроком до 31.12.2025. Границы земель определены на местности согласно координатам, указанным в схеме границ, являющейся приложением к распоряжению администрации.
В январе 2022 года истцу стало известно о том, что часть используемых земель частично вошла в границы земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 04:01:020201:162.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 04:01:020201:162 внесен в реестр 21.10.2021 с присвоением адреса: Российская Федерация, Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество, квартал N 2, части выделов N 1, 41, квартал N 120, часть выдела N 20, площадью 11 090 кв. м, отнесен к категории земель: земли лесного фонда, с видом разрешенного использования: отдых (рекреация). Данный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:000000:74 и 04:01:020201:8.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 04:01:020201:162 21.10.2021 осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации за номером 04:01:020201:162-04/014/2021-1.
Впоследствии в отношении указанного земельного участка по результатам аукциона был заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 13-08-22 от 15.02.2022 с арендатором ООО "Сезам", на срок 49 лет с даты государственной регистрации. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 05.03.2022 года за номером 04:01:020201:162-04/014/2022-2.
Учитывая, что используемые истцом земли пересекаются с границами земельного участка с кадастровым 04:01:020201:162, в отношении которого в настоящее время, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, и он предоставлен юридическому лицу в аренду, действие разрешения на использование земель, согласно пункту 2 статьи 39.34 ЗК РФ прекращается.
Вместе с тем истец считает, что регистрация права собственности и предоставление земельного участка с кадастровым номером 04:01:020201:162 в аренду, нарушает его право на использование земель по выданному разрешению, поскольку данный земельный участок не может находиться в собственности Российской Федерации.
Ссылаясь на землеустроительное дело N 790 земельно-кадастровых работ ОПХ "Чуйское", указав, что часть земельного участка с кадастровым номером 04:01:020201:162, располагающаяся в кадастровом квартале 04:04:011701, площадью 1 704 кв. м, отнесена к лесному фонду в нарушение действующего законодательства и была сформирована на земельном участке, относящемся к землям категории сельскохозяйственного назначения, истец обратился с в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями статей 125, 129, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 15, 17, 27, 39.33, 39.34, 52 ЗК РФ, статей 6, 7, 8, 67 - 69, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьями 1, 8, 22, 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статей 3, 4.2, 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) (далее - Закон N 172-ФЗ), статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14, и исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Кроме того, с учетом положений пункта 2 статьи 39.34 ЗК РФ суд заключил, что действие разрешения, изложенного в распоряжении N 712-рГЗ от 14.12.2020, является прекратившимся в силу закона, у истца отсутствует какое-либо право на спорную часть земельного участка.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Пункт 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Федерального закона N 280-ФЗ, устанавливая, прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР), и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Судом установлено, что при проведении лесоустройства в 2001 году в Майминском лесхозе (лесничестве) Республики Алтай спорный земельный участок был лесоустроен, что подтверждается лесоустроительной документацией (выписка из плана лесонасаждений Манжерокского лесничества Майминского лесхоза Республики Алтай, выписка из материалов лесохозяйственного регламента Майминского лесничества Республики Алтай, выписка из материалов таксационного описания лесных участков, выписка из государственного лесного реестра Республики Алтай).
В свою очередь проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права от 02.10. 2009 серия 02 - АВ N 020999, с назначением объекта земли лесного фонда - для ведения лесного хозяйства, площадью 39 402,76 га, с местоположением: Республика Алтай, Майминский район, о чем в ЕГРН и сделок с ним 05.08.2008 сделана запись регистрации N 04-02- 02-/032/2008-418).
Объектом зарегистрированного права является участок лесного фонда, который является ранее учтенным в силу пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07. 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с присвоением ему кадастрового номера 04:01:000000:74, из которого и был образован земельный участок с кадастровым номером 04:01:020201:162.
Обращаясь с заявленными исковыми требованиями, РОО "АЭВСРА" указала, что часть земельного участка с кадастровым номером 04:01:020201:162, располагающаяся в кадастровом квартале 04:04:011701, площадью 1 704 кв.м, отнесена к лесному фонду, в нарушение действующего законодательства и была сформирована на земельном участке, относящемся к землям категории сельскохозяйственного назначения.
По результатам исследования обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные доводы истца признаны судом необоснованными.
При этом суд правомерно исходил из того, что лесной участок с кадастровым номером 04:01:000000:74, представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого установлены и определены в соответствии с лесным законодательством.
Судом также обоснованно принято во внимание содержание лесоустроительной документации (выписка из плана лесонасаждений Манжерокского лесничества Майминского лесхоза Республики Алтай, выписка из материалов лесохозяйственного регламента Майминского лесничества Республики Алтай, выписка из материалов таксационного описания лесных участков, выписка из государственного лесного реестра Республики Алтай).
Так как спорный земельный участок правомерно поставлен на кадастровый учет, и впоследствии предоставлен в аренду иному лицу, то в соответствии с пунктом 2 статьи 39.34 ЗК РФ действие выданного истцу разрешения на использование земель правомерно прекращено.
Таким образом, распоряжение N 712-рГЗ от 14.12.2020 "О разрешении на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, расположенного по адресному ориентиру: Российская Федерация, Республика Алтай, Майминский район" прекращено в силу закона.
Изложенное означает, что истец не является лицом, обладающим какими-либо правами на использование земельного участка, в том числе не имеет вещного права, и помимо этого, не является также и лицом, с которым должны были согласовываться границы спорного участка (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
С учетом установленных обстоятельств настоящего спора и вышеприведенного правового регулирования, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суд обоснованно не принял их во внимание как основанные на неверном толковании норм права и неправильной оценке доказательств по делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы также не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу являлись предметом рассмотрения суда, и подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебный акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2023 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 01.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-748/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
А.Ю. Донцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные доводы истца признаны судом необоснованными.
При этом суд правомерно исходил из того, что лесной участок с кадастровым номером 04:01:000000:74, представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого установлены и определены в соответствии с лесным законодательством.
Судом также обоснованно принято во внимание содержание лесоустроительной документации (выписка из плана лесонасаждений Манжерокского лесничества Майминского лесхоза Республики Алтай, выписка из материалов лесохозяйственного регламента Майминского лесничества Республики Алтай, выписка из материалов таксационного описания лесных участков, выписка из государственного лесного реестра Республики Алтай).
Так как спорный земельный участок правомерно поставлен на кадастровый учет, и впоследствии предоставлен в аренду иному лицу, то в соответствии с пунктом 2 статьи 39.34 ЗК РФ действие выданного истцу разрешения на использование земель правомерно прекращено.
Таким образом, распоряжение N 712-рГЗ от 14.12.2020 "О разрешении на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, расположенного по адресному ориентиру: Российская Федерация, Республика Алтай, Майминский район" прекращено в силу закона.
Изложенное означает, что истец не является лицом, обладающим какими-либо правами на использование земельного участка, в том числе не имеет вещного права, и помимо этого, не является также и лицом, с которым должны были согласовываться границы спорного участка (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 марта 2024 г. N Ф04-72/24 по делу N А02-748/2023