г. Тюмень |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А81-8311/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полукаровой С.А. с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Лабытнанги на решение от 14.10.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 18.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А81-8311/2023 по заявлению заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (629003, город Салехард, улица Б. Кнунянца, дом 5, ИНН 8901002488, ОГРН 1028900510979) к Администрации города Лабытнанги (629400, город Лабытнанги, площадь В. Нака, дом 1, ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375) об оспаривании бездействия.
В заседании приняла участие (в режиме веб-конференции) представитель Администрации города Лабытнанги Ломакина Н.В. по доверенности от 11.01.2024.
Суд установил:
заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Лабытнанги (далее - администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Решением от 14.10.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации не относится к муниципальным услугам, не включено в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2113-р (далее - Перечень N 2113-р), в Реестр муниципальных услуг муниципального образования городской округ города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением администрации от 09.06.2022 (далее - Реестр муниципальных услуг).
Прокурор отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя администрации, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокурором по результатам проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о теплоснабжении и предоставлении муниципальных услуг на территории города Лабытнанги внесено представление от 29.06.2023, в соответствии с которым администрации требуется принять меры по устранению нарушений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) в части отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Письмом от 28.07.2023 N 89-173/101-10-02/2274 администрация сообщила прокурору об отсутствии правовых оснований для принятия указанного административного регламента.
Ссылаясь на длительное неисполнение органом местного самоуправления обязанности по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок предоставления вышеназванной муниципальной услуги, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о незаконности бездействия администрации.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 5 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; а в случаях, установленных данным Законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных названной статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (в настоящее время - постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2023 N 1130).
Положениями Закона N 180-ФЗ и названных Правил предусмотрены варианты рассмотрения уведомлений собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей и принятия решений органами местного самоуправления.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отнесли к муниципальным услугам деятельность органа местного самоуправления по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Исходя из положений частей 1 статьи 11, части 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг, формирование и ведение которых осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации на территории города Лабытнанги возложено на администрацию; при этом сведения о предоставлении такой услуги в Реестре муниципальных услуг отсутствуют; правовой акт, регламентирующий порядок предоставления администрацией данной муниципальной услуги, не разработан.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что отсутствие указанного правового акта влечет правовую неопределенность в деятельности органа местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующей территории, создает возможность нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов, суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили заявленное требование, признав незаконным оспариваемое бездействие администрации.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки позиции администрации отсутствие услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в Перечне N 2113-р, непринятие органом местного самоуправления мер по ее включению в Реестр, а также наличие Правил, регламентирующих порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, не освобождают администрацию от разработки регламента порядка оказания данной услуги на территории городского округа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении норм права нижестоящими судами
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.10.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 18.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-8311/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (в настоящее время - постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2023 N 1130).
...
Исходя из положений частей 1 статьи 11, части 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг, формирование и ведение которых осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2024 г. N Ф04-140/24 по делу N А81-8311/2023