г. Тюмень |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А45-19567/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" на решение от 04.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 26.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А45-19567/2023 по заявлению государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, здание 88, офис 401, ОГРН 1125476138193, ИНН 5406722503) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) о признании недействительным решения от 03.05.2023, предписания от 03.05.2023 в части.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "А.Т. Медика" (620100, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Ткачей, строение 25, офис 525, ОГРН 1186658093489, ИНН 6671091818); общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Ярмедсервис" (150000, Ярославская область, город Ярославль, улица Советская, дом 2А, ОГРН 1027600682856, ИНН 7604058849); государственное казенное учреждение Новосибирской области "Служба технического контроля и развития материально-технической базы" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Некрасова, дом 54, ОГРН 1055407063580, ИНН 5407004086).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" - Пухальская Н.А., Каратаева Н.В. по доверенностям от 09.01.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Сучкова В.В. по доверенности от 27.12.2023.
Суд установил:
государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - учреждение, ГКУ НСО "УКСис") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными пункта 2 решения от 03.05.2023 N 054/06/49-818/2023, пунктов 1, 2 предписания от 03.05.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "А.Т. Медика" (далее - ООО "А.Т. Медика"), общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Ярмедсервис" (далее - ООО "ТД Ярмедсервис"), государственное казенное учреждение Новосибирской области "Служба технического контроля и развития материально-технической базы" (далее - заказчик).
Решением от 04.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, необходимость толкования значения характеристики "неважно" отсутствовала, поскольку в такой ситуации участники закупки могли указать любое значение; при наличии сомнений относительно вариантов заполнения заявки участники аукциона могли обратиться за разъяснениями положений закупочной документации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 31.03.2023 учреждением в интересах заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена информация о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - аппарата рентгеновского для флюорографии легких цифрового или аналогового открытого типа, закупаемого в рамках основного мероприятия 10.1.8. "Региональный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" государственной программы "Развитие здравоохранения Новосибирской области" в 2023 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0851200000623002193).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 победителем признано ООО "ТД Ярмедсервис".
Не согласившись с действиями учреждения при проведении электронного аукциона, ООО "А.Т. Медика" обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Решением управления от 03.05.2023 N 054/06/49-818/2023 жалоба признана необоснованной (пункт 1); учреждение и заказчик - нарушившими часть 3 статьи 7, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, пункт 2).
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 03.05.2023, согласно которому заказчику и ГКУ НСО "УКСис" необходимо прекратить нарушения положений части 3 статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (пункт 1); указать в инструкции по заполнению заявки на участие в закупке возможные варианты заполнения значений по пунктам N 3, N 4, N 7, N 11 описания объекта закупки (пункт 2); учреждению - отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по электронному аукциону (пункт 3); продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе (пункт 4); оператору электронной площадки - обеспечить возможность исполнения решения и предписания (пункт 5).
Не согласившись с пунктом 2 решения и пунктами 1, 2 предписания, ГКУ НСО "УКСис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения решения и предписания в оспариваемой части.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная названным Законом и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе (пункт 5 части 1); извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению (пункты 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Формирование и ведение в ЕИС КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что в рамках спорного электронного аукциона к поставке планировались медицинские изделия с кодом КТРУ 26.60.11.113-00000123 "система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки"; при описании объекта закупки заказчиком в графе "характеристики товаров, работ, услуг" по пунктам N N 3, 4, 7, 11 установлено значение характеристики "неважно"; разъяснений относительно допустимых способов указания в заявке характеристик по данным пунктам инструкция по заполнению заявки не содержала.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что отсутствие разъяснений ввело в заблуждение участников закупки относительно правильного возможного способа указания характеристик с показателем "неважно" (в поданных на участие в закупке заявках соответствующие характеристики содержали как конкретные характеристики планируемого к поставке товара, так и указание "неважно"), суды пришли к обоснованному выводу о наличии у антимонопольного органа оснований для вынесения решения и предписания в оспариваемой части.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы отсутствие в инструкции по заполнению заявки разъяснений значения характеристики "неважно" образует нарушение положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку, как верно указано судами, размещенная в ЕИС инструкция не отвечала признаку полноты.
Ссылка учреждения на то, что после внесения изменений в инструкцию по заполнению заявки была отклонена заявка участника, указавшего в заявке применительно к спорным характеристикам значение "неважно", отклоняется судом округа, поскольку разработка требований к заполнению участниками закупки заявки находится в компетенции заказчика и учреждения; оспариваемые акты антимонопольного органа не предписывали включения в инструкцию конкретных разъяснений.
Остальные доводы подателя жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств, исследованных судами при рассмотрении дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19567/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
...
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы отсутствие в инструкции по заполнению заявки разъяснений значения характеристики "неважно" образует нарушение положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку, как верно указано судами, размещенная в ЕИС инструкция не отвечала признаку полноты."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2024 г. N Ф04-943/24 по делу N А45-19567/2023