г. Тюмень |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А46-10424/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" на решение от 02.10.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 12.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-10424/2023 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, Омская область, город Омск, улица Певцова, дом 13, ОГРН 1135543040742, ИНН 5503245214) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 3, ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - общество, ЗАО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция, административный орган) от 22.05.2023 N 1-1133/К о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением от 02.10.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 12.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и признать незаконным оспариваемое постановление, в случае установления вины - признать правонарушение малозначительным.
По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что устранение выявленных инспекцией дефектов возможно только в рамках капитального ремонта многоквартирного дома; суд апелляционной инстанции необоснованно не приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения дела N А46-15699/2023 Арбитражного суда Омской области, в котором решался вопрос о том, какие именно работы в рамках текущего ремонта подлежат выполнению обществом; общество приняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства; имелись основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "УК "Левобережье" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Омск, улица Авиагородок, дом N 34 (далее - многоквартирный дом), на основании лицензии от 10.06.2015 N 055 000168 и договора управления от 01.03.2015 N 16/1.
В рамках рассмотрения обращения от 31.03.2023 N Е-2494(23) на основании решения инспекции от 02.05.2023 N 46 в отношении общества проведен инспекционный визит, в ходе которого 03.05.2023 выявлен факт нарушения им пункта 2, подпунктов "б", "в", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 2.1.3, 4.1.1, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.4.1, 4.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170):
- на несущих стенах дворового и главного фасадов имеются разрушения кирпичной кладки, а именно в районе 5-го этажа, под третьим окном (считать слева направо) на дворовом фасаде; в районе 5-го этажа, под вторым, четвертым и тринадцатым окнами (считать слева направо) главного фасада; в районе 5-го этажа 2-го подъезда дворового фасада (на месте душевой комнаты) имеется намокание кирпичной кладки и выпадение кирпичной кладки;
- цоколь по периметру многоквартирного дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются разрушения штукатурного слоя и кирпичной кладки;
- входные группы (входные тамбуры) в подъезды N N 1, 2 имеют разрушения штукатурного слоя, вымывание раствора кладки;
- перекрытие пола у входа в подъезд N 1 находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются разрушения;
- ограждающие конструкции стен входных групп (стены входных групп в подъезды между входной и тамбурной дверьми) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются разрушения;
- эвакуационный выход (слева со стороны дворового фасада) находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеет разрушения и выпадения кирпичной кладки, в районе опор балконных плит также наблюдается вымывание материала; на 5-м этаже указанного выхода разрушены перекрытия, кирпичная кладка разрушена, снизу на 1-м этаже складируются выпавшие кирпичи, доступ к данной территории не ограничен; эвакуационный выход справа (со стороны 2-го подъезда) имеет разрушение кирпичной кладки на 5-м этаже и разрушение балконной плиты (акт от 10.05.2023 N 03-03-31/26, протокол осмотра от 10.05.2023 N 03-03-31/25).
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 10.05.2023 N 5 и вынесено постановление от 22.05.2023 N 1-1133/К о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности и наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого постановления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (подпункт "а"); крыши (подпункт "б"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подпункт "в"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (подпункт "г"); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (подпункт "д"); земельный участок (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (подпункт "ж").
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступности пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.14 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей, ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток; чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой; организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать;
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1 Правил N 170).
Согласно пунктам 4.2.4.2, 4.2.4.3 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей н предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту. Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях; исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств (пункты 4.4.1, 4.5.1 Правил N 170).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом обществом допущено нарушение вышеназванных норм при содержании общего имущества дома.
Поскольку ЗАО "УК "Левобережье" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их своевременного выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вопреки позиции подателя жалобы суды верно указали, что необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома не отменяет обязанность управляющей организации по выполнению текущих работ, направленных на поддержание технического состояния общего имущества многоквартирного дома до момента проведения капитального ремонта, в целях недопущения нарушений требований жилищного законодательства и прав жителей многоквартирного дома.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ЗАО "УК "Левобережье" требования о признании незаконными постановления инспекции.
Доводы подателя жалобы, оспаривающие выводы судов о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом нижестоящей инстанции фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Поскольку предъявленные в рамках дела N А46-15699/2023 требования не влекут объективной невозможности рассмотрения настоящего дела, законных оснований для приостановления производства по делу у суда не имелось.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.10.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10424/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях; исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств (пункты 4.4.1, 4.5.1 Правил N 170).
...
Поскольку ЗАО "УК "Левобережье" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их своевременного выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2024 г. N Ф04-841/24 по делу N А46-10424/2023