г. Тюмень |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А27-13609/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сергеевой Т.А.,
судей Крюковой Л.А.,
Мальцева С.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Киселевска "Исток" на решение от 17.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Плискина Е.А.) и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Чикашова О.Н., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А27-13609/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Киселевский водоснаб" (653053, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Гайдара, здание 50а, офис 233, ИНН 4223104956, ОГРН 1164205072745) к муниципальному предприятию города Киселевска "Исток" (652700, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселёвск, улица Коммунальная, дом 5, ИНН 4211023572, ОГРН 1094211000828) о взыскании денежных средств.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808), акционерное общество "Производственное объединение Водоканал" (ИНН 4223030694, ОГРН 1024201883320).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Киселевский водоснаб" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному предприятию города Киселевска "Исток" (далее - предприятие, ответчик) о взыскании 8 688 541 руб. 25 коп. задолженности по договору холодного водоснабжения от 22.02.2019 N 216 (далее - договор) за период с апреля по июль 2023 года и 289 765 руб. 88 коп. неустойки, начисленной на сумму долга с 16.05.2023 по 05.10.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса), акционерное общество "Производственное объединение Водоканал" (далее - водоканал).
Решением от 17.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неверное применение судами положений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416), ссылается на то, что постановлением администрации Киселёвского городского округа от 30.12.2022 N 222 (далее - постановление N 222) определен гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории Киселевского городского округа, осуществляет полный цикл операций водоснабжения, тогда как общество выполняет только транспортировку и подачу воды в одной из трех централизованных систем холодного водоснабжения на территории городского округа, утвержденный ему тариф должен быть пересмотрен на тариф по транспортировке воды.
В отзыве, приобщенном в порядке статьи 279 АПК РФ к материалам кассационного производства, общество возразило против доводов кассационной жалобы.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные доказательства в силу статьи 286 АПК РФ не подлежат приобщению к материалам дела, поэтому возвращаются заявителю. Представленные в суд в электронном виде доказательства на бумажном носителе не возвращаются.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, на основании постановления администрации от 22.03.2017 N 50-н "О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 01.04.2014 N 51-н "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Киселевского городского округа" общество и предприятие наделены статусом гарантирующих организаций.
Пунктом 1.2 указанного постановления для них определены зоны деятельности на территории Киселевского городского округа: для предприятия - поселок Карагайлинский, для общества - микрорайон Красный камень, деревня Верх-Чумыш, районы Центральный, Зеленая Казанка, обувная фабрика, Черкасов-Камень, поселок Ускат.
Между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - ОВКХ) и предприятием (абонент) заключен договор (в редакции протокола разногласий от 27.02.2019), по условиям которого ОВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение (далее - ХВС), обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем ХВС (питьевую) воду, а абонент обязался оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать режим ее потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора).
Объектами ХВС по договору являются котельные N 19, 26, 33 (в том числе центральный тепловой пункт котельной N 33), 34 (далее - котельные).
Расчеты за полученную по договору воду производятся исходя из тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Оплата за фактически поданную холодную воду осуществляется до 15 числа месяца, следующего за расчетным на основании счетов.
Пунктом 41 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате, ОВКХ вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В период с апреля по июль 2023 года общество отпустило предприятию холодную воду, выставив последнему для оплаты счета-фактуры на общую сумму 8 688 541 руб. 25 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение предприятием обязательств по оплате поставленной холодной воды, предварительно направив претензии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, предприятие сослалось на то, что администрацией Киселевского городского округа принято постановление 29.12.2022 N 220 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Киселевского городского округа с перспективой до 2031 года. Актуализация на 2023 год" (далее - постановление N 220). Постановлением N 222 предприятие наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы ХВС на всей территории Киселевского городского округа.
С целью проверки принятых в отношении общества и предприятия тарифных решений судом получены объяснения РЭК Кузбасса от 28.11.2022, установлено следующее.
Постановлением РЭК Кузбасса от 28.11.2022 N 768 установлены тарифы на питьевую воду обществу (Киселёвский городской округ, село Верх-Егос, поселок Центральный, поселок Севск, село Кутоново Прокопьевского муниципального округа) на 2023 год в размере 39,01 руб./куб. м без налога на добавленную стоимость.
В отношении предприятия на период 2023 года РЭК Кузбасса приняты: постановление от 28.11.2022 N 846 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Киселевского городского округа, на период 2023 - 2027 годы" (далее - постановление N 846); постановление от 28.11.2022 N 847 "Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке Киселевского городского округа, на период 2023 - 2027 годы"; постановление от 28.11.2022 N 848 "Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке Киселевского городского округа, на период 2023 - 2027 годы".
При установлении тарифов на период 2023 года РЭК Кузбасса исходила, в том числе, из схемы теплоснабжения Киселевского городского округа, утвержденной в актуальной редакции постановлением администрации Киселевского городского округа от 24.10.2022 N 184, согласно которой предприятие эксплуатирует 5 котельных различной мощности (N 19, 33, 34, 50, гидроузел); котельные N 26 и N 23 работают как ЦТП от котельных N 34 и 33. Зоны действия источников тепловой энергии предприятия расположены в районах Черкасов Камень, Зеленая Казанка и в районе поселка Карагайлинский.
Затраты на приобретение предприятием холодной воды у общества учтены РЭК Кузбасса в составе необходимой валовой выручки предприятия, что отражено в экспертном заключении к постановлению N 846.
РЭК Кузбасса также сообщила, что 18.09.2023 от предприятия поступили заявления на установление тарифов на питьевую воду на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 для централизованных систем ХВС Киселевского городского округа, однако дела по установлению тарифов не открыты, заявителю направлены уведомления о необходимости представления материалов в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 12, 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 12, 13 Закона N 416-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 - 2024 годах", условиями договора, исходил из принадлежности обществу в спорный период объектов централизованной системы ХВС, поставки им на котельные, находящиеся во владении предприятия, холодной воды, количество которой зафиксировано приборами учета, а стоимость определена в соответствии с утвержденным истцу в установленном порядке тарифом, в связи с чем признал требования о взыскании стоимости потребленного ресурса и начисленной на сумму задолженности санкции обоснованными.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев спор, с выводами суда первой инстанции согласился и оставил решение без изменения.
Суд округа полагает, что по существу спор разрешен судами правильно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, согласно части 1 статьи 13 которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Частью 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ОВКХ), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (статья 2 Закона N 416-ФЗ). Кроме того, с учетом положений главы шестой данного закона, признаком ОВКХ является наличие утвержденного в установленном порядке тарифа на ее услуги.
Из указанных положений следует, что отсутствие у ОВКХ статуса гарантирующей организации не исключает возможность осуществления ею регулируемой деятельности в сфере водоснабжения, а лишь изменяет порядок вступления таковой в правоотношения, опосредующие услуги водоснабжения и водоотведения. При этом юридически важным обстоятельством, наряду с наличием установленного тарифа, является фактическая схема предоставления услуг водоснабжения (водоотведения), предполагающая, что такие услуги оказываются лицом, претендующим на получение платы - то есть с использованием принадлежащих ему централизованных объектов систем водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в отличие от транзитной организации, ОВКХ в расчетах за водоснабжение несет расходы, связанные с приобретением ресурса, поставляемого потребителю, производя его самостоятельно, либо получая на основании сделки.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из специфики сложившихся между сторонами правоотношений, условий заключенного договора, содержания тарифных решений, фактической схемы организации водоснабжения, осуществляемой с использованием объектов, находящихся во владении общества, установленных обстоятельств приобретения им ресурса у водоканала, констатировав факт поставки обществом в спорный период ресурса на объекты предприятия (котельные), учтя отсутствие доказательств ее полной и своевременной оплаты, проверив представленный обществом расчет задолженности за потребленный ресурс и санкции, суды пришли к аргументированным выводам о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции полагает, что подобная оценка соответствует положениям статьи 71 АПК РФ, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308), является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы о необходимости пересмотра тарифа при смене гарантирующего поставщика, подлежат отклонению судом округа, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат установленным судами обстоятельствам, в том числе фактической схеме отношений сторон, а также проанализированным судами тарифным решениям.
Арбитражные суды обеих инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Основания для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлены. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относится на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13609/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Сергеева |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ОВКХ), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (статья 2 Закона N 416-ФЗ). Кроме того, с учетом положений главы шестой данного закона, признаком ОВКХ является наличие утвержденного в установленном порядке тарифа на ее услуги.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что подобная оценка соответствует положениям статьи 71 АПК РФ, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308), является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2024 г. N Ф04-539/24 по делу N А27-13609/2023