г. Тюмень |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А70-18144/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Дружининой Ю.Ф.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миг" на решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 06.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Брежнева О.Ю., Котляров Е.Н.) по делу N А70-18144/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Миг" (ОГРН 1097208000230, ИНН 7213004860, 627570, Тюменская область, Викуловский район, с. Викулово, ул. Ленина, дом 15, помещение 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (заменена в порядке процессуального правопреемства на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области (ОГРН 1047200671319, ИНН 7202104830, 625048, г. Тюмень, ул. Малыгина, 54) о признании незаконным отказа от 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год.
Третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (ОГРН 1047200667051, ИНН 7204087130, 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, дом 15), государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" (ОГРН 1177232017742, ИНН 7203421977, 625013, Тюменская область, г.Тюмень, ул. 50 лет Октября, дом 57Б/6).
В заседании приняли участие представители:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - Абдуллина Л.Ю. по доверенности от 09.01.2024,
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Попова К.А. по доверенности от 21.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Миг" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (далее - Инспекция, налоговый орган; заменена в порядке процессуального правопреемства на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области, далее - Инспекция N 6) о признании незаконным отказа от 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - Управление), государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" (далее - Центр).
Решением от 15.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 06.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Инспекция N 6 и Управление возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам. Доводы Центра изложены в отзыве на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Общество с 12.11.2020 является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:06:0203001:20, доля в праве 1, площадь 44 370 кв.м, местонахождение - Тюменская область, Викуловский район, д. Иковское, Промышленная зона N 1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 03.03.2022 N КУВИ-001/2022-29482580 кадастровая стоимость по спорному земельному участку по состоянию на 01.01.2022 (вид разрешенного использования - "для животноводческого хозяйства, а также территория обслуживания с/х производства, для иного использования") составила 47 032,2 руб., соответственно, сумма исчисленного земельного налога - 141,1 руб.
Согласно акту от 18.03.2022 N АОКС-72/2022/000054 кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана Центром и установлена в размере 51 912,9 руб. по состоянию на 01.01.2022.
В соответствии с актом от 29.03.2022 N АОКС72/2022/000066 кадастровая стоимость земельного участка вновь пересчитана Центром и установлена в размере 1 551 618,9 руб. по состоянию на 23.03.2022.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено сообщение от 19.05.2023 N 3794320, согласно которому сумма исчисленного земельного налога за 2022 год составила 3 530 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка 51 912,9 руб. с 01.01.2022 до 23.03.2022 и 1 551 618,9 руб. с 23.03.2022 до 01.01.2023.
Не согласившись с сообщением, Общество представило в Инспекцию пояснение от 26.05.2023, в котором указало, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2022 составляла 47 032,2 руб., то сумма исчисленного земельного налога равна 141,1 руб., уплачена платежным поручением от 05.03.2022 N 40; изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:06:0203001:20 не было связано с изменением его разрешенного использования или категории земельного участка; изменение разрешенного использования земельного участка осуществлено лишь 25.11.2022 (на "выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур"); также заявитель просил уточнить исчисленную сумму налога.
По результатам рассмотрения письма заявителя от 26.05.2023 Инспекцией направлен отказ в перерасчете земельного налога за 2022 год от 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@.
Решением Управления от 10.08.2023 N 0670 жалоба налогоплательщика на указанный отказ Инспекции оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ Инспекции в перерасчете земельного налога за 2022 год является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 387-391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), суды пришли к выводу, что отказ налогового органа от 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год соответствует действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей налоговых органов, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Кассационная инстанция полагает, что судами были всесторонне исследованы обстоятельства, повлекшие увеличение кадастровой стоимости земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 03.11.2021 N 361/16 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных в Тюменской области, по состоянию на 01.01.2021 (далее - Распоряжение от 03.11.2021), однако сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 72:06:0203001:20 в данный перечень не были включены "по техническим причинам".
В порядке статей 15, 16 Закона N 237-ФЗ, в соответствии с Распоряжением от 03.11.2021 согласно акту Центра от 18.03.2022 N АОКС72/2022/000054 кадастровая стоимость земельного участка составила 51 912,9 руб. Вид разрешенного использования - "для животноводческого хозяйства, а также территория обслуживания с/х производства, для иного использования", объект отнесен к первому сегменту ("сельскохозяйственное использование").
В случае определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки (пункт 7 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ).
Следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 72:06:0203001:20 в размере 51 912,9 руб. обоснованно применена Инспекцией с 01.01.2022, то есть с 1 января года, следующего за годом вступления в силу Распоряжения от 03.11.2021, которым, в том числе утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Викуловского муниципального района.
В дальнейшем по результатам определения кадастровой стоимости земельного участка в порядке статьи 16 Закона N 237-ФЗ (в связи с внесением изменений в характеристики объекта) Центром составлен акт от 29.03.2022 N АОКС-72/2022/000066, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:06:0203001:20 по состоянию на 23.03.2022 составила 1 551 618,9 руб.;
вид разрешенного использования - "для животноводческого хозяйства, а также территория обслуживания с/х производства, для иного использования", но объект отнесен к шестому сегменту ("производственная деятельность").
При этом довод Общества об отсутствии изменений в виде разрешенного использования земельного участка или категории земельного участка не может быть принят, поскольку судами установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка (изменение сегмента) было обусловлено размещением на земельном участке объектов капитального строительства (телятника, пилорамы, дома животноводства, коровника, трубопровода, нежилых зданий).
Данный акт определения кадастровой стоимости земельного участка в установленном порядке Обществом не был оспорен, не признан недействительным, возражения по существу не заявлены.
Таким образом, исходя из положений пункта 4 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость участка, определенная в связи с изменением сведений о характеристиках объекта (нахождение на земельном участке телятника, пилорамы, дома животноводства, коровника, трубопровода, нежилых зданий), обоснованно применена налоговым органом с 23.03.2022.
Суд кассационной инстанции учитывает, что в кассационной жалобе отсутствуют доводы, свидетельствующие о том, что налогоплательщиком оспаривались основания перерасчета кадастровой стоимости земельного участка и утверждение новых результатов оценки. Как указал заявитель, изменение разрешенного использования земельного участка осуществлено лишь 25.11.2022 (с категории "для животноводческого хозяйства, а также территория обслуживания с/х производства, для иного использования" на категорию "выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур"), что повлекло уменьшение кадастровой стоимости с 01.01.2023.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к верному выводу, что земельный налог за 2022 год, исчисленный по земельному участку с кадастровым номером 72:06:0203001:20, определен Инспекцией исходя из актуальной кадастровой стоимости, размер которой установлен в соответствии с нормами действующего законодательства; исчисление Обществом земельного налога исходя из заниженной кадастровой стоимости (без учета пересмотра ее Центром в соответствии с требованиями Закона N 237-ФЗ) является неправомерным.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении их судами первой и апелляционной инстанций с учетом установленных фактических обстоятельств дела.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения и постановления судов (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ).
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 06.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-18144/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик полагает, что налоговый орган необоснованно отказал в перерасчете земельного налога, начисленного в завышенном размере в связи с изменением вида разрешенного использования.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Установлено, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков кадастровая стоимость спорного участка была увеличена в связи с изменением вида разрешенного использования.
Поскольку кадастровая стоимость участка определена в связи с изменением сведений о характеристиках объекта, налоговым органом обоснованно применена новая кадастровая стоимость с даты изменения вида разрешенного использования.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2024 г. N Ф04-1081/24 по делу N А70-18144/2023