город Омск |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А70-18144/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Брежневой О.Ю., Котлярова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13908/2023) общества с ограниченной ответственностью "Миг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2023 по делу N А70-18144/2023 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Миг" (ОГРН 1097208000230, ИНН 7213004860, адрес: 627570, Тюменская область, Викуловский район, село Викулово, улица Ленина, дом 15, помещение 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области (ОГРН 1047200043406, ИНН 7205010965, адрес: 627756, Тюменская область, город Ишим, улица Суворова, дом 32/1), с участием третьих лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области (7204087130, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15), Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" (ОГРН 1177232017742, ИНН 7203421977, адрес: 625013, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 57Б/6), о признании незаконным отказа от 22.06.2023 N2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - Миронюк Дина Петровна по доверенности от 30.10.2023 сроком действия до 31.12.2024,
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Попова Ксения Андреевна по доверенности от 21.12.2023 N 04-14/08944 сроком действия по 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Миг" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Миг") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (заменена в порядке процессуального правопреемства на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области, далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, МИФНС России N 6 по Тюменской области) о признании незаконным отказа от 22.06.2023 N2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - управление, УФНС России по Тюменской области), государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" (далее - учреждение, ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2023 по делу N А70-18144/2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление ООО "Миг" в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что действие актов ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД" от 29.03.2022 N АОКС-72/2022/000066 и от 18.03.2022 N АОКС-72/2022/000054 об изменении кадастровой стоимости земельного участка, не связанные с изменением разрешенного использования земельного участка, распространяют свою силу для целей налогообложения только с 01.01.2023 (не ранее 1-го числа очередного налогового периода), в связи с чем налоговый орган незаконно и необоснованно отказал ООО "Миг" в пересчете земельного налога за 2022 год.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД" указывает, что в 2022 году земельный участок с кадастровым номером 72:06:0203001:20 поступил в работу в учреждение по статье 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) в рамках проведенной государственной кадастровой оценки 2021 года по состоянию на 01.01.2021 с площадью 44 370 кв.м и видом разрешенного использования "для животноводческого хозяйства, а также территория обслуживания с\х производства". В соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке объект был отнесен к 1-му сегменту (Сельскохозяйственное использование) с кодом расчета 01:080, кадастровая стоимость составила 51 912 руб. 90 коп., при этом удельный показатель кадастровой стоимости (УИКС) составил 1,17 руб./кв.м; дата применения с 01.01.2022.
Однако затем в марте 2022 года объект поступил в работу в соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ в связи с внесением изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о характеристиках объекта. Земельный участок кадастровым номером 72:06:0203001:20 был пересчитан в 6-м сегменте (Производственная деятельность) с кодом расчета 01:087, при этом кадастровая стоимость составила 1 551 618 руб. 90 коп., УПКС - 34,97 руб./кв.м; данная кадастровая стоимость применялась с 23.03.2022 по 31.12.2022.
МИФНС России N 6 по Тюменской области и УФНС России по Тюменской области в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции и управления возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, от ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, выслушав представителей инспекции и управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Миг" с 12.11.2020 является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:06:0203001:20, доля в праве 1, площадь 44 370 кв.м, местонахождение Тюменская область, Викуловский район, д. Иковское, Промышленная зона N 1 (далее также - земельный участок).
Согласно выписке из ЕГРН от 03.03.2022 N КУВИ-001/2022-29482580 кадастровая стоимость по спорному земельному участку по состоянию на 01.01.2022 составила 47 032 руб. 20 коп., соответственно, сумма исчисленного земельного налога составила 141 руб. 10 коп.
Согласно акту от 18.03.2022 N АОКС-72/2022/000054 кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД" и установлена в размере 51 912 руб. 90 коп. по состоянию на 01.01.2022.
Также ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД" согласно акту от 29.03.2022 N АОКС-72/2022/000066 кадастровая стоимость земельного участка пересчитана и установлена в размере 1 551 618 руб. 90 коп. по состоянию на 23.03.2022.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено сообщение об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 19.05.2023 N 3794320, согласно которому сумма исчисленного земельного налога за 2022 год составила 3530 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 51 912 руб. 90 коп. с 01.01.2022 по 23.03.2022 и 1 551 618 руб. 90 коп. с 23.03.2022 по 01.01.2023.
Не согласившись с сообщением, общество представило в инспекцию сообщение от 26.05.2023, в котором указало о том, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2022 составляла 47 032 руб. 20 коп., соответственно, сумма исчисленного земельного налога составила 141 руб. 10 коп., налог был уплачен ООО "Миг" платежным поручением от 05.03.2022 N 40. Изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:06:0203001:20 не было связано с изменением его разрешенного использования или категории земельного участка. Изменение разрешенного использования земельного участка осуществлено лишь 25.11.2022 (выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур). Также в указанном сообщении заявитель просил уточнить исчисленную сумму налога.
По результатам рассмотрения сообщения от 26.05.2023 инспекцией направлен отказ от 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год.
Не согласившись с отказом, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Тюменской области от 10.08.2023 N 0670 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ от 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год является незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
15.11.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В силу пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 6, пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 237-ФЗ.
В случае отсутствия в ЕГРН по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки отдельных сведений об объекте недвижимости, определенных порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, в отношении такого объекта недвижимости государственная кадастровая оценка не проводится (часть 3 статьи 11 Закона N 237-ФЗ).
Частью 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ урегулирован порядок применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от оснований их определения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 03.11.2021 N 361/16 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных в Тюменской области, по состоянию на 01.01.2021, однако сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 72:06:0203001:20 в данный перечень не включены по техническим причинам.
Из части 7 статьи 15 Закона N 237-ФЗ следует, что подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей: 1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка; 2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Согласно части 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий, в том числе, систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6 статьи 16 Закона N 237-ФЗ).
В соответствии с вышеизложенными нормами Закона N 237-ФЗ ГБУ "ЦКО и ХУТД" 18.03.2022 составлен акт об определении кадастровой стоимости NАОКС-72/2022/000054, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составила 51 912 руб. 90 коп.
В случае определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки (пункт 7 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ).
Ввиду изложенного кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 72:06:0203001:20 в размере 51 912 руб. 90 коп. обоснованно применена инспекцией с 01.01.2022, т.е. с 1 января года, следующего за годом вступления в силу распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 03.11.2021 N 361/16 "Об утверждении результатов определения; кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных в Тюменской области".
Затем, как следует из пояснений ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД", объект поступил в работу в соответствии со статьёй 16 Закона N 237-ФЗ в связи с внесением изменений в сведения ЕГРН о характеристиках объекта, а именно привязкой объекта капитального строительства - телятник, пилорама, дом животноводства, коровник, трубопровод, нежилые здания.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД" составлен акт определения кадастровой стоимости от 29.03.2022 N АОКС-72/2022/000066, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:06:0203001:20 по состоянию на 23.03.2022 составляет 1 551 618 руб. 90 коп.
Данный акт определения кадастровой стоимости земельного участка в установленном порядке не оспорен, не признан недействительным.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, в случае внесения в названный реестр сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 данного Закона, применяются со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших изменение сведений об объекте недвижимости.
Исходя из положений приведенных норм права кадастровая стоимость участка, определенная в связи с изменением сведений ЕГРН о характеристиках объекта, применяется со дня внесения в ЕГРН изменений характеристик участка, на основании которых эта стоимость определена, в рассматриваемом случае с 23.03.2022.
В связи с изложенными обстоятельствами апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ ответчика 22.06.2023 N 2.7-23/0591/ИЗГ23@ в перерасчете земельного налога за 2022 год соответствует действующему законодательству РФ, права и законные интересы общества не нарушает, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2023 по делу N А70- 18144/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18144/2023
Истец: ООО "МИГ"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области
Третье лицо: ГБУ ТО "ЦКО и ХУТД", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N6 по ТО