г. Тюмень |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А45-23128/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легионгрупп" на решение от 14.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 30.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-23128/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Легионгрупп" (652740, город Калтан, проспект Мира, дом 43А, квартира 11, ОГРН 1194205012770, ИНН 4222016707) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: арбитражный управляющий Долгополов Евгений Александрович, Сурков Артем Винидиктович, Савцов Виталий Викторович, Ульянов Алексей Владимирович.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Легионгрупп" (далее - ООО "Легионгрупп", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 25.07.2023 по делам N 054/01/18.1-1432/2023 и N 054/01/18.1-1433/2023.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены арбитражный управляющий Долгополов Евгений Александрович (далее - арбитражный управляющий, Долгополов Е.А.), Сурков Артем Винидиктович (далее - Сурков А.В.), Савцов Виталий Викторович (далее - Савцов В.В.), Ульянов Алексей Владимирович (далее - Ульянов А.В.).
Решением от 14.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Легионгрупп" просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения и предписания вынесены антимонопольным органом в отсутствие на то полномочий; нарушений порядка определения победителя торгов не допущено; неразмещение информации о проводимых торгах в газете "Коммерсантъ" не может служить достаточным основанием для отмены их результатов.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, решением от 13.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35286/2019 общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Твой дом" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Долгополов Е.А.
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве 21.04.2023 опубликовано извещение о проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения: права требования на краткосрочные долговые обязательства (дебиторская задолженность) общества с ограниченной ответственностью "Алекс" в размере 37 496 416,83 руб. (лот N 1).
В соответствии с протоколом от 07.07.2023 на участие в торгах по лоту N 1 подали заявки и было допущено 2 участника - Сурков А.В. и ООО "Легионгрупп"; согласно протоколу от 07.07.2023 победителем признано ООО "Легионгрупп".
Решениями от 25.07.2023 N 054/01/18.1-1432/2023 и N 054/01/18.1-1433/2023 жалобы Суркова А.В. и Савцова В.В. на действия арбитражного управляющего при организации и проведении торгов признаны обоснованными. Долгополову Е.А. выданы предписания об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола от 07.07.2023 об определении участников торгов по лоту N 1, протокола от 07.07.2023 о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 и торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника.
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении арбитражным управляющим установленного порядка организации и проведения торгов.
Между тем судами не учтено следующее.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2), нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 Постановления N 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 3 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац 16 статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 N 305-ЭС21-21247).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706, от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763.
В данном случае антимонопольным органом осуществлен контроль за продажей имущества должника - банкрота; жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; организатору торгов - Долгополову Е.А. вменены нарушения порядка организации и проведения торгов (неразмещение информации о проведении торгов в газете "Коммерсантъ", неверное определение победителя торгов); управление в принятом решении не обосновало, каким образом данные нарушения могли сказаться на обеспечении конкуренции либо как продажа имущества должника в деле о банкротстве повлияла на развитие конкуренции на соответствующем товарном рынке.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что у управления отсутствовали полномочия по проведению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции контроля в отношении торгов по продаже имущества должника, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23128/2023 отменить.
Признать недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25.07.2023.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решения антимонопольного органа, признав, что его контроль за торгами по продаже имущества должника в рамках банкротства был неправомерным. Суд указал на отсутствие обоснования со стороны антимонопольного органа о влиянии выявленных нарушений на конкуренцию, что стало основанием для удовлетворения требований общества и признания предписаний недействительными.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2024 г. N Ф04-869/24 по делу N А45-23128/2023