г. Тюмень |
|
3 мая 2024 г. |
Дело N А46-13860/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции (аудиозаписи) помощником судьи Чикишевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жива" на решение от 06.10.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 20.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-13860/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жива" (646040, Омская область, Марьяновский район, Марьяновское городское поселение, рабочий поселок Марьяновка, улица Южная, дом 1А, ОГРН 1175543011214, ИНН 5520012940) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 3, ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359) о признании недействительным уведомления об отказе в предоставлении субсидии, незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, взыскании убытков по недополученной субсидии.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жива" - Айтжанов Д.А. по доверенности от 01.01.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жива" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство) о признании недействительным уведомления от 02.05.2023 об отказе в предоставлении субсидии, незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, взыскании убытков по недополученной субсидии в размере 1 001 154 руб.
Решением от 06.10.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, фактическая реализация обществом зерна (ячменя) подтверждена счетом-фактурой от 29.09.2022 N 39; общество 07.04.2023 вместе с заявкой о предоставлении субсидии представило в министерство товаросопроводительный документ N 5520012940/22/0011 на партию ячменя ярового массой 715 110 кг, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 N 1721.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 06.04.2023 министерство разместило объявление о проведении отбора по предоставлению из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, предоставляемой в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета субсидии производителям зерновых культур на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденном постановлением Правительства Омской области от 26.05.2021 N 207-п (далее - Порядок предоставления субсидии производителям зерновых культур).
07.04.2023 общество представило в министерство предложение (заявку) на предоставление субсидии в размере 1 001 154 руб.
Уведомлением от 02.05.2023 министерство отказало обществу в предоставлении субсидии на основании подпункта 5 пункта 16 Порядка предоставления субсидии производителям зерновых культур, в связи с отсутствием документов, указанных в подпункте 3 пункта 11 Порядка предоставления субсидии производителям зерновых культур (товаросопроводительных документов, подтверждающих факт реализации зерновых культур собственного производства за период с 1 сентября по 7 октября отчетного года).
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришил к выводам о соответствии оспариваемого отказа в предоставлении субсидии требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии в числе прочего предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
В целях реализации государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, и в соответствии с указанными требованиями Бюджетного кодекса постановлением Правительства Омской области от 26.05.2021 N 207-п утвержден Порядок предоставления субсидии производителям зерновых культур.
Подпунктом 3 пункта 11 Порядка предоставления субсидии производителям зерновых культур (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для участия в отборе участник отбора представляет в министерство в установленный в соответствии с названным Порядком срок предложение (заявку) на предоставление субсидии, а также заверенные подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя или уполномоченного лица и печатью (при наличии) копии первичных учетных документов, подтверждающих факт реализации зерновых культур собственного производства за период с 1 августа по 7 октября отчетного года. При этом в случае если участником отбора заявлен период реализации зерновых культур с 1 сентября 2022 года представляется товаросопроводительный документ на партию зерна, оформленный в соответствии с Правилами оформления товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 N 1721 (далее - Правила N 1721).
Статьей 18.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4973-1 "О зерне" (введенной Федеральным законом от 30.12.2020 N 520-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и вступившей в силу с 01.09.2022) предусмотрена обязанность товаропроизводителя при формировании каждой партии зерна и партии продуктов переработки зерна оформлять в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна товаросопроводительный документ, содержащий сведения о потребительских свойствах партии зерна или партии продуктов переработки зерна и количестве, определяемом в единицах массы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Порядка предоставления субсидии производителям зерновых культур одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным названным Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
В рассматриваемом случае, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом при подаче предложения (заявки) на предоставление субсидии заявлен период реализации зерновых культур (ячмень) с 01.09.2022 по 07.10.2022; приложен к заявке товаросопроводительный документ N 5520012940/22/0011 на партию ячменя ярового массой 715 110 кг, зарегистрированный 12.12.2022 в Федеральной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна.
Поскольку представленный обществом с заявкой на предоставление субсидии указанный товаросопроводительный документ находится за пределами периода, принимаемого к субсидированию, установленного Порядком предоставления субсидии производителям зерновых культур и указанного министерством 06.04.2023 в объявлении, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о нарушении обществом при подаче заявки на предоставление субсидии подпункта 3 пункта 11 Порядка предоставления субсидии производителям зерновых культур в связи с непредставлением товаросопроводительного документа на партию зерна, оформленного в соответствии с Правилами N 1721.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что министерство на основании подпункта 5 пункта 16 Порядка предоставления субсидии производителям зерновых культур правомерно отказало обществу в предоставлении субсидии.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов общества о наличии у него убытков в связи с отказом в предоставлении ему субсидии суд округа считает необходимым отметить, что рассматриваемая субсидия является стимулирующей.
По смыслу положений бюджетного законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидий, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств (абзац восьмой пункта 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13860/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жива" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16.02.2024 N 52 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений бюджетного законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидий, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств (абзац восьмой пункта 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
...
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 мая 2024 г. N Ф04-1090/24 по делу N А46-13860/2023