г. Тюмень |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А02-1254/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Донцовой А.Ю.,
Рахматуллина И.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Поселок Седьмое Небо" на решение от 14.11.2023 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Новикова О.Л.) и постановление от 19.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А02-1254/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Поселок Седьмое Небо" (123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 12, помещ. 11/80, ОГРН 1130411001038, ИНН 0411163266) к администрации Чемальского района (649240, Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, ул. Пчелкина, 89, ОГРН 1030400668320, ИНН 0410004150) о признании незаконным отказа от 21.06.2023 N 3892 в предоставлении земельных участков в собственность.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Поселок Седьмое Небо" (далее - ООО "Эко-Поселок Седьмое Небо", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании незаконным решения администрации Чемальского района (далее - администрация, заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении 26 земельных участков в собственность за плату, выраженного в письме от 21.06.2023 N 3892, и об обязании ответчика принять решение о продаже указанных земельных участков обществу с направлением проекта договора купли-продажи.
Решением от 14.11.2023 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Эко-Поселок Седьмое Небо" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец ссылается на то, что заявитель не может и не обязан располагать доказательствами, подтверждающими факт использования спорных земельных участков по назначению для сельскохозяйственного производства; акт администрации не соответствует требованиям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), а также ограничивает права заявителя на приобретение арендуемых земельных участков в собственность.
Администрация в своем отзыве поддержала выводы, изложенные в судебных актах, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.05.2012 между обществом с ограниченной ответственностью "Алтай" (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключен договор аренды N 107/12 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет арендатору, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 04:05:000000:92, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир на землях ЗЗ Куюмский, реорганизованного совхоза Эликманарский, Республика Алтай, Чемальский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 04:05:050203, для сельскохозяйственного производства, площадью 10 209 448 кв.м, образованный в результате разделения используемого ранее арендатором земельного участка, площадью 1446 га с кадастровым номером 04:05:000000:92 (далее - земельный участок N 92).
Срок аренды с 14.05.2012 по 11.02.2058 (пункт 2.1 договора). Произведена государственная регистрация договора аренды.
Дополнительным соглашением от 31.03.2016 права и обязанности по договору переданы от арендатора к ООО "Эко-Поселок Седьмое Небо", а со стороны арендодателя в связи с передачей полномочий на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты" - сельской администрации Элекмонарского сельского поселения.
12.04.2016 стороны заключили соглашение о внесении изменений в договор в связи с разделом арендуемого земельного участка N 92, согласно которому предметом договора являются следующие земельные участки:
- земельный участок N 92, обшей площадью 9 912 855 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, на землях 33 Куюмский, реорганизованного совхоза Элекмонарский, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 04:05:050203:502, обшей площадью 18 990 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район. Элекмонарское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 04:05:050203:503, обшей площадью 138 444 кв.м, расположенный по адресу Республика Алтай, Чемальский район, Элекмонарское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 04:05:050203:504, обшей площадью 26 011 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, Элекмонарское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 04:05:050203:505, обшей площадью 80 284 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, Элекмонарское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 04:05:050203:506, обшей площадью 124 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, Элекмонарское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 04:05:050203:507, обшей площадью 20 422 кв.м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, Элекмонарское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, образованные в результате раздела земельного участка площадью 10 209 448 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка N 92 площадью 1446 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
24.05.2023 ООО "Эко-Поселок Седьмое Небо" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении на основании статьи 39.3 ЗК РФ в собственность за плату для сельскохозяйственного производства 26 земельных участков с кадастровыми номерами: 04:05:050203:35; 04:05:050203:46; 04:05:050203:28; 04:05:050203:32; 04:05:050203:34; 04:05:050203:160; 04:05:060402:143; 04:05:050203:716;
04:05:050203:714; 04:05:050203:712; 04:05:050203:708; 04:05:050203:706; 04:05:050203:702; 04:05:050203:700; 04:05:050203:698; 04:05:050203:161; 04:05:060402:112; 04:05:050203:717; 04:05:050203:715; 04:05:050203:713; 04:05:050203:707; 04:05:050203:703; 04:05:050203:701; 04:05:050203:699; 04:05:050203:697; 04:05:000000:845.
В заявлении общество указало, что данные земельные участки образованы и поставлены на кадастровый учет в качестве земель сельскохозяйственного назначения 21.03.2006, до постановки на государственный кадастровый учет лесного участка, из которого данные участки выделены, соответственно, подлежат использованию в качестве сельскохозяйственных угодий.
В письме от 21.06.2023 N 3892 администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность за плату со ссылкой на пункт 1 статьи 37 ЗК РФ, указав, что земельные участки являются обособленными (условными), входящими в единое землепользование земельным участком N 92, соответственно, не являются самостоятельными и не могут быть объектами купли-продажи.
ООО "Эко-Поселок Седьмое Небо", полагая, что отказ в предоставлении земельных участков не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьями 39.3 ЗК РФ, статьей 10 Закона N 101-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, учитывая обстоятельства дела N А02-668/2022, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не доказал возникновение у него права на приобретение спорных земельных участков в собственность в порядке, предусмотренном статьей 39.3 ЗК РФ. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как указано в пункте 17 Постановления N 21, осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7, статья 42 ЗК РФ, пункт 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещение жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Право на получение земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и арендуемого гражданином, возникает только в случае добросовестного надлежащего использования этого земельного участка на протяжении трех лет и более (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).
Публичному собственнику небезразлична личность покупателя земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи. Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве. Лицо, оспаривающее законность принятого соответствующим органом решения и настаивающее на заключении договора купли-продажи, должно доказать надлежащее использование им арендованного земельного участка по назначению, осуществление им хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Добросовестному арендатору при использовании земель для сельскохозяйственного производства представление соответствующих доказательств не может быть затруднительным. Такой подход препятствует приобретению земельного участка сельскохозяйственного назначения по льготной цене без торгов лицом, непосредственно не осуществлявшим сельскохозяйственную деятельность (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2022 N 301-ЭС21-27876).
Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, в том числе копии отчетных документов по производству и реализации сельскохозяйственной продукции за 2021 и 2022 годы, заключив, что они не подтверждают факт использования именно спорных земельных участков, учитывая, что заявитель не исполнил определение суда первой инстанции о представлении доказательств, подтверждающих использование земельных участков по назначению для сельскохозяйственного производства, исходя из отсутствия доказательств добросовестного надлежащего использования обществом спорных земельных участков на протяжении трех лет, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения администрации об отказе в предоставлении 26 земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, выраженного в письме от 21.06.2023 N 3892.
Отклоняя доводы подателя кассационной жалобы, суд округа отмечает, что бремя доказывания надлежащего использования земельного участка в опровержении утверждений администрации о том, что ответчиком земельный участок не использовался по целевому назначению, возложено на предпринимателя.
Надлежащим доказательством использования земельного участка по назначению для сельскохозяйственного производства являются документы, подтверждающие выращивание и сбор продукции сельскохозяйственного назначения с использованием всей либо значительной площади арендуемого земельного участка.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно не приняты в качестве надлежащих доказательств целевого использования земельных участков представленные заявителем в материалы рассматриваемого спора копии отчетных документов по производству и реализации сельскохозяйственной продукции за 2021, 2022 годы, поскольку они не подтверждают факт использования именно спорных земельных участков.
Таким образом, ООО "Эко-Поселок Седьмое Небо" не обосновало ведение сельскохозяйственного производства на спорных земельных участках, что имеет существенное значение для реализации права на выкуп земельного участка по льготной цене без торгов.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для предоставления обществу в собственность испрашиваемых земельных участков без проведения торгов.
Таким образом, по мнению суда округа, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, соответствуют им и основаны на правильном применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Суждения, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают приведенные выводы судов и направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2023 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 19.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1254/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Ю. Донцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что отказ администрации в предоставлении 26 земельных участков в собственность за плату был правомерным, поскольку заявитель не доказал надлежащее использование этих участков для сельскохозяйственного производства. Судебные акты первой и апелляционной инстанций, подтверждающие отсутствие оснований для удовлетворения требований, оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2024 г. N Ф04-1319/24 по делу N А02-1254/2023