г. Тюмень |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А75-24217/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Югра" на решение от 14.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 29.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-24217/2022 по заявлению акционерного общества "Почта России" (125252, город Москва, улица 3-я Песчаная, дом 2а, ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) в лице Управления Федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Свердлова, дом 6) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация города Лангепаса (628672, город Лангепас, улица Ленина, дом 35, ИНН 8607005854, ОГРН 1028601418768), общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Югра" (628609, город Нижневартовск, улица Мира, дом 6, квартира 25, ИНН 8603222216, ОГРН 1168617059896).
В заседании принял участие директор общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Югра" Бойко К.Н. на основании решения от 19.12.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 19.10.2022 N 086/06/99-1452/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Лангепаса (далее - заказчик, администрация), общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Югра" (далее - ООО "НПС - Югра").
Решением от 14.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление и ООО "НПС - Югра" просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателей кассационных жалоб, заказчику не требовалась поставка государственных знаков почтовой оплаты для подтверждения оплаты оказания универсальных услуг почтовой связи; ООО "НПС-Югра" предложило к поставке товар, соответствующий требованиям документации об аукционе; АО "Почта России" не доказано нарушение его прав и законных интересов.
В отзыве на кассационные жалобы АО "Почта России" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Администрация отзывы на кассационные жалобы в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзыве на кассационные жалобы и выступлении присутствовавшего в заседании представителя ООО "НПС - Югра", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.09.2022 заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0187300010122000100 о проведении электронного аукциона на поставку маркированных конвертов и марочной продукции для нужд ЛГ МКУ "УОДОМС" (86ЭА/22).
В соответствии с протоколом подведения итогов от 14.09.2022 на участие в аукционе было подано две заявки (АО "Почта России" и ООО "НПС - Югра"); победителем закупки признано ООО "НПС - Югра".
АО "Почта России" обратилось с жалобой в антимонопольный орган на действия заказчика, допустившего к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям аукционной документации.
Решением управления от 19.10.2022 N 086/06/99-1452/2022 данная жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, АО "Почта России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводам о несоответствии оспариваемого решения действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов АО "Почта России" в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно положениям статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 названного Закона (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона (подпункт "а" пункта 1 части 5).
Так, в силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных названным Законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с названным Законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 названного Закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В рассматриваемом случае объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона являлись: марки почтовые негашеные, гербовые и аналогичные марки; конверт почтовый маркированный.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 названной статьи, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (пункт 1 части 1); описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2).
Исходя из положений статей 2,11 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), пунктов 1.1, 1.2, 1.6 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115, раздела 3 ГОСТ Р 51506-99 "Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 23.12.1999 N 691-ст, почтовые марки и маркированные конверты являются государственными знаками почтовой оплаты; исключительными правами на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты обладает федеральный орган исполнительной власти в области связи - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России); знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак) согласно заключаемым договорам.
Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам (статья 3 Закона о почтовой связи).
При этом, как верно отмечено судами, предметы (документы, наклейки), созданные и используемые иными операторами почтовой связи для подтверждения оплаты их услуг почтовой связи, не являются "почтовыми марками" и "конвертами почтовыми маркированными".
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что описание объекта закупки, содержащееся в извещении о проведении спорного аукциона, свидетельствует о фактическом проведении администрацией закупки на поставку государственных знаков почтовой оплаты; предложение ООО "НПС - Югра" собственных конвертов и наклеек для участия в аукционе не соответствовало требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, в связи с чем заявка указанного участника подлежала отклонению.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное АО "Почта России" требование, признав недействительным оспариваемое решение управления.
Доводы подателей кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
С.Т. Шохиревапостановил:
решение от 14.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-24217/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал обоснованным требование о признании недействительным решения антимонопольного органа, которое не учло нарушения прав истца в процессе закупки. Суд установил, что заявка другого участника не соответствовала требованиям аукционной документации, что стало основанием для удовлетворения иска. Кассационные жалобы на решение суда первой инстанции и апелляционного суда оставлены без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2024 г. N Ф04-588/24 по делу N А75-24217/2022