г. Тюмень |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А45-26714/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" на решение от 04.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-26714/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" (630102, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Садовая, дом 30, ОГРН 1065405124102, ИНН 5405322397) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании постановления от 31.08.2023 N 332-23.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" (далее - общество, ООО "УКЖХ Октябрьского района") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, административный орган) от 31.08.2023 N 332-23 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением от 04.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, в действия общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку акт выполненных работ подписан уполномоченным лицом; действующим законодательством не запрещена передача третьим лицам полномочий на подписание ежемесячных актов выполненных работ путем выдачи соответствующей доверенности.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УКЖХ Октябрьского района" на основании лицензии от 29.042015 N 054-000085 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Кирова, дом N 78 (далее - МКД).
В рамках рассмотрения обращения собственника квартиры N 11 в МКД на основании решения от 17.08.2023 в отношении общества проведено контрольное (надзорное) мероприятие в виде инспекционного визита, в ходе которого выявлен факт нарушения им лицензионных требований (акт приемки оказанных услуг за июнь 2023 года подписан неуполномоченным лицом).
По результатам инспекционного визита должностными лицами инспекции составлены акт от 18.08.2023 N 05-02-068/1064, протокол об административном правонарушении от 21.08.2023 N 05-04-068/1064-1 и вынесено постановление от 31.08.2023 N 332-23 о привлечении ООО "УКЖХ Октябрьского района" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "з" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе посредством участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
В соответствии с пунктом 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 161.1 ЖК РФ, в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме обязаны избрать совет дома.
Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья (часть 2 статьи 161.1 ЖК РФ).
Пунктом 5 части 5 статьи 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что совет многоквартирного дома осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме.
Приказом N 761/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.10.2015 N 761/пр утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Полномочиями по подписанию указанных актов обладает председатель совета многоквартирного дома (часть 8 статьи 161.1 ЖК РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что решениями собрания собственников помещений в МКД (протокол от 09.12.2019 N 78) избраны совет МКД, председатель совета МКД - Бубнова О.В., с наделением полномочиями на подписание актов выполненных работ, актов о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества сроком на 5 лет (вопросы NN 3 - 6 повестки дня); решений о переизбрании председателя совета МКД или о прекращении полномочий совета МКД собственниками не принималось; акт от 30.06.2023 приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за июнь 2023 года подписан Куряк Е.В.; доказательства, подтверждающие направление председателю совета МКД указанного акта для ознакомления и подписания не представлены.
Поскольку ООО "УКЖХ Октябрьского района" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их своевременного выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам подателя жалобы, учитывая вышеизложенные нормы жилищного законодательства и установленные судами обстоятельства, доверенности на подписание соответствующих актов, выданные частью собственников, в том числе на имя Куряк Е.В., не подтверждают соблюдение порядка подписания акта приемки оказанных услуг за июнь 2023 года.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26714/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу на решение о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом. Установлено, что акт выполненных работ был подписан неуполномоченным лицом, что подтверждает наличие состава правонарушения. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны обоснованными.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2024 г. N Ф04-1951/24 по делу N А45-26714/2023