г. Тюмень |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А02-211/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Качур Ю.И.,
Мельника С.А. -
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы временной администрации общества с ограниченной ответственностью "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА), Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 31.10.2023 (судья Черепанова И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 (судьи Фролова Н.Н., Кудряшева Е.В., Сбитнев А.Ю.) по делу N А02-211/2021, принятые по заявлению Агентства о признании общества с ограниченной ответственностью "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО" (ИНН 0411063374, ОГРН 1020400754285, новое название - общество с ограниченной ответственностью "Синергия", ГРН 2240400003809 от 30.01.2024; далее - Страховая организация, должник) несостоятельным (банкротом).
Другие лица, участвующие в деле: Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия "Росэнерго-Союз" (участник должника, далее - МАЭВ "Росэнерго-Союз"), Марьин Василий Геннадьевич, РСА (кредитор).
В судебном заседании приняли участие: Марьин В.Г. и его представитель - Воскресенская М.С. по доверенности от 21.12.2021, а также представители:
МАЭВ "Росэнерго-Союз" - Тарасов С.В. по доверенности от 21.01.2024, Банка России - Васятин О.А. по доверенности от 11.06.2020, Никитина О.В. по доверенности от 11.06.2020, Страховой организации - Таулуев М.А. по протоколу собрания участников от 19.01.2024, РСА - Анисимов М.Ю. по доверенности от 07.12.2023, Агентства - Андриевский И.Д. по доверенности от 03.07.2023, Поздняков Д.А. по доверенности
от 17.03.2022, Богданов И.А. по доверенности от 16.12.2022.
Суд установил:
приказом Банка России от 30.11.2020 N ОД-1972 приостановлено действие лицензий Страховой организации на осуществление страхования; для устранения выявленных нарушений предоставлен пятидневный срок.
Приказом Банка России от 30.11.2020 N ОД-1974 полномочия исполнительных органов страховой организации приостановлены, назначена временная администрация на срок шесть месяцев, функции временной администрации страховой организации возложены на Агентство.
Приказом Банка России от 03.12.2020 N ОД-2003 отозваны лицензии страховой организации на осуществление страхования. Данное решение принято в связи с нарушением более чем на 20 процентов минимального допустимого значения нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, установленного Банком России в соответствии с пунктом 4.1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
Во исполнение пункта 2 статьи 184.1-1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и главы 7 Положения Банка России от 16.07.2018 N 648-П "О временной администрации страховой организации", Агентство провело анализ финансового состояния Страховой организации и 05.02.2021 составило заключение N 1239-ВА (по имеющимся отчётным и бухгалтерским документам).
Согласно заключению Агентства по состоянию на 30.09.2020 величина активов Страховой организации составляла 3 900 934 тыс. руб., обязательств - 6 082 177 тыс. руб., баланс по данным бухгалтерского учёта составлял 1 499 194 тыс. руб., а по результатам анализа минус 2 181 243 тыс. руб.; в период с 30.11.2020 по 04.12.2020 обстоятельства, которые могли бы повлиять на величину активов и (или) обязательств страховой организации, и как следствие, на выводы о наличии признаков несостоятельности (банкротства) должника не установлены.
Ссылаясь на данное заключение, Агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Страховой организации несостоятельной (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021, Страховая организация признана банкротом, открыто конкурсное производство сроком на один год, функции конкурсного управляющего возложены на Агентство.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2022 отменены решение арбитражного суда от 28.07.2021 и постановление апелляционного суда от 15.10.2021, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Алтай. При этом суд округа указал на необходимость получения экспертной оценки активов Страховой организации для сравнения с имеющимися неисполненными обязательствами для объективного определения признаков банкротства.
Приказом Банка России от 14.02.2022 N ОД-293 в связи с отменой судебных актов, отзывом лицензии и возбуждением производства по делу о банкротстве назначена временная администрация Страховой организации до даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего, функции которой возложены на Агентство.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд назначил экспертизы по оценке активов должника, приобщил к делу вновь представленные доказательства и новое заключение Агентства.
Решением арбитражного суда от 31.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2024, отказано в удовлетворении заявления Агентства о признании Страховой организации банкротом. Суды исходили из недоказанности наличия у должника признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
Банк России, Агентство и РСА обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение арбитражного суда от 31.10.2023 и постановление апелляционного суда от 22.01.2024, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления либо направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
В кассационной жалобе Банка России приведены доводы о том, что арбитражные суды:
вышли за пределы предмета спора при разрешении вопроса о наличии либо отсутствии признаков банкротства страховой организации, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве, сделав выводы о необоснованности и незаконности выплат РСА страхователям на основании возбуждённых и неоконченных уголовных дел по иным спорам, которые к настоящему делу не относятся; суды нарушили порядок проверки обоснованности требований кредиторов, предусмотренный пунктом 6 статьи 183.26 Закона о банкротстве, при разрешении разногласий после введения процедуры конкурсного производства;
в силу пункта 3 статьи 183.26 Закона о банкротстве арбитражный суд не вправе отказать во включении поступивших требований в реестр заявленных требований кредиторов (далее - РЗТК);
не учли все обязательства должника, в частности, отклонили требования РСА на сумму 1 472 776 412,09 руб. по причине истечения сроков действия договоров страхования к моменту поступления к должнику после 09.02.2022. Выводы судов об ограничении ответственности Страховой компании сроком действия договоров ОСАГО не соответствуют положениям статей 19, 20 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), поскольку дата осуществления РСА компенсационной выплаты обусловлена датой обращения к нему потерпевшего, а не датой наступления страхового случая;
отклонили без изложения мотивов имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие доводы Агентства о размере обязательств Страховой организации в сумме 4,5 млрд. руб., и приняли в качестве доказательств документы, содержащие информацию о стоимости активов должника (заключение экспертов, отчёты об оценке стоимости имущества должника и тому подобное) без оценки их допустимости и относимости в нарушение статей 68, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что нарушило принципы равноправия и состязательности сторон в процессе (статьи 2, 8, 9 АПК РФ), привело к сомнению в беспристрастности суда, необходимости пересмотреть дело в другом суде.
В кассационной жалобе Агентство указало на то, что обязательства Страховой организации в сумме 526,33 млн. руб. (482,13 + 44,2) прекращены исполнением до открытия конкурсного производства и не могли быть заявлены в РЗТК, но по состоянию на 30.11.2020 существовали и не были исполнены. С учётом установленных судами обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела (выписки по счетам банков), размер обязательств Страховой организации по состоянию на 30.11.2020 составляет 3 603,33 млн. руб. (3 077 + 526,33), а стоимость всех активов должника - 3 390 млн. руб., что свидетельствует о недостаточности имущества. Выводы судов об обратном основаны на использовании сведений о размере имущества должника по состоянию на 30.11.2020 и размере обязательств на 09.02.2022 без учёта погашения части обязательств в период между ними за счёт имущества, имевшегося на 30.11.2020.
В материалы дела представлен перечень требований кредиторов должника на 08.09.2023 (приложение N 2 к письменным пояснениям, и приняты судом 11.09.2023), согласно которому их размер составляет 4 550 450 412,09 руб., включая требование РСА на сумму 69 567 958,65 руб., не подлежащее учёту в связи с утратой кредитором оснований для начисления задолженности. Размер обязательств должника, подлежащий учёту для целей определения признаков банкротства, составляет 4 480 882 453,44 руб. (4 550 450 412,09 - 69 567 958,65). При установленном судами размере имущества должника по состоянию на 31.10.2023 в сумме 3 277 045 865,85 руб. имеет место недостаточность имущества страховой организации в сумме 1 203 836 587,59 руб. (4 480 882 453,44 - 3 277 045 865,85). С учётом обязательств, исполненных должником в период с 30.11.2020 по 21.07.2021 в размерах 44,2 млн. руб. и 482,12 млн. руб., сведений перечня требований кредиторов от 08.09.2024 общий размер обязательств должника превышает 5 млрд. руб., что согласуется с выводами актуарного заключения по состоянию на 04.12.2020. Неправильное применение судами норм материального права заключается в ошибочном толковании подпункта 3 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве, при котором суд, не устанавливая материальных пороков в отношении требований кредиторов (мнимости обязательства, истечения срока исковой давности), отклоняет их, ссылаясь на сомнения, вызванные опосредованными обстоятельствами (их обжаловании, несогласии с ними лиц, контролирующих должника).
По мнению Агентства, неплатёжеспособность характеризуется недостаточностью именно денежных средств, а наличие у должника иного имущества правового значения не имеет; имущество, отражённое в бухгалтерском учёте должника как инвестиционное, представляет собой 77 объектов недвижимости и не является ликвидным.
РСА в кассационной жалобе указал на то, что суды ошибочно исключили часть требований к страховой организации, поскольку доказательства обоснованности выплат находятся в пяти обособленных спорах в рамках настоящего дела, производство по которым приостановлено. В подтверждение реальности выплат по полисам ОСАГО суду представлены копии материалов выплатных дел, реестр выплат и выписки со счетов РСА. В представлении от 07.03.2023 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (незаконным выплатам на сумму 805 357 556,95 руб.), вынесенном Следственным Управлением Министерства Внутренних дел по Краснодарскому краю (далее - СУ УМВД России по Краснодарскому краю) в рамках уголовного дела N 12202030003000060, указано на необоснованные компенсационные выплаты РСА по полисам ОСАГО, которые не выдавались и находятся в страховой организации либо были аннулированы в сумме 6 075 557 руб. Данные сведения получены в рамках предварительного расследования, являются субъективным мнением следователя, не оценены судом в рамках рассмотрения уголовного дела и не подтверждены приговором.
РСА полагает, что суды пришли к ошибочному выводу об ограничении размера кредиторской задолженности по компенсационным выплатам РСА моментом отзыва лицензии у страховой организации, а не окончания срока действия договоров ОСАГО; расчёт размера компенсационных выплат судом произведён неверно.
В отзывах Марьин В.Г., МАЭВ "Росэнерго-Союз", Страховая организация возражали относительно доводов, изложенных в кассационных жалобах, согласились с выводами арбитражных судов об отсутствии признаков банкротства у Страховой организации, просили оставить без изменения решение арбитражного суда от 31.10.2023 и постановление апелляционного суда от 22.01.2024, как соответствующие закону.
В судебном заседании Марьин В.Г. и представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, их представители в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в пределах, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не нашёл оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, Агентство провело анализ финансового состояния Страховой организации по последней официальной бухгалтерской отчётности, представленной в орган страхового надзора (за 3 квартал 2020 года по состоянию на 30.09.2020 по 03.12.2020 (дату отзыва лицензии), в связи с непередачей руководителем должника бухгалтерской и иной документации.
Согласно заключению от 05.02.2021 N 1239-ВА по состоянию на 30.09.2020 реальная величина активов Страховой организации составляет 3 900 934 тыс. руб., а размер обязательств - 6 082 177 тыс. руб. При этом активы должника состоят из: остатка денежных средств на расчётных счетах - 1 154 042 тыс. руб., денежных средств на депозитах - 800 000 тыс. руб., финансовых активов - 233 628 тыс. руб., дебиторской задолженности - 234 077 тыс. руб., займов и прочей дебиторской задолженности - 19 729 тыс. руб., инвестиций в ассоциированные предприятия - 53 000 тыс. руб., инвестиций в дочерние предприятия - 138 493 тыс. руб., инвестиционного имущества - 1 189 322 тыс. руб., основных средств - 12 110 тыс. руб., отложенных налоговых активов - 65 152 тыс. руб., прочих активов - 1 288 тыс. руб. Установлено несоответствие данных бухгалтерского учёта на 30.09.2020 в части наличия денежных средств в кассах должника в сумме 950 019 120 руб. По состоянию на 30.09.2020 согласно кассовым книгам остаток составил 350 800 руб., не подтвержден размер: дебиторской задолженности в сумме 1 886 535 тыс. руб., займов и дебиторской задолженности в сумме 197 370 тыс. руб., нематериальных активов в сумме 64 873 тыс. руб., стоимости основных средств в сумме 18 966 тыс. руб., отложенных аквизиционных расходов в сумме 410 тыс. руб., прочих активов на сумму 419 673 тыс. руб.
Агентство представило заключение о финансовом состоянии Страховой организации от 29.03.2022 N 3295, согласно которому по состоянию на 14.02.2022 активы должника составили 815 931 тыс. руб. в виде денежных средств на счетах и 800 000 тыс. руб. на депозитах в банке ВТБ (публичное акционерное общество). 21.12.2020 денежные средства в сумме 800 000 тыс. руб. переведены Агентством с депозитного счёта на расчётный счёт N 407018108141400000011, а 06.08.2021 - с указанного счёта на счёт N 40503810345250007051, открытый в Главном Управлении Банка России по Центральному федеральному округу. Финансовые активы по состоянию на 30.09.2020 составили 233 628 тыс. руб., на 14.02.2022 - 267 415 тыс. руб.
Стоимость активов страховщика на дату назначения временной администрации составила сумму 2 411 822 тыс. руб., а по состоянию на 30.09.2020 согласно заключению Агентства - 3 900 934 тыс. руб. Обязательства по данным отчётности страховщика по состоянию на 30.09.2020 составили сумму 6 082 177 тыс. руб.
На дату назначения временной администрации кредиторы заявили требования в сумме 3 077 674 тыс. руб., 2 881 538 тыс. руб. из которых требования РСА.
По состоянию на 14.02.2022 Агентство установило величину обязательств Страховой организации в сумме 3 798 653 тыс. руб.
Уставный капитал, добавочный капитал и резерв переоценки основных средств на 30.09.2020 и 14.02.2022 определён в сумме 1 178 657 тыс. руб.
Нераспределённая прибыль по данным отчётности страховщика на 30.09.2020 составляла 320 537 тыс. руб. Непокрытый убыток по данным заключения о финансовом состоянии на 30.09.2020 имеет отрицательное значение в сумме 3 359 90 тыс. руб.
Справедливая стоимость имущества (активов) на дату назначения временной администрации составляет сумму 2 411 822 тыс. руб. при величине обязательств в сумме 3 798 653 тыс. руб.
РСА представил сведения о том, что после подачи заявления о включении в реестр должника (30.09.2021), на дату назначения временной администрации (14.02.2022) произвел 5 826 компенсационных выплат на сумму 785 071 тыс. руб.; по шестидесяти требованиям ПВУ не произведена компенсационная выплата в сумме 5 476 тыс. руб.
СУ УМВД России по городу Краснодару 08.06.2022 возбуждено уголовное дело N 12202030002000060 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159.5 УК РФ в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников РСА и 07.03.2023 СУ УМВД России по Краснодарскому краю вынесено представление на имя президента РСА о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в соответствии с которым РСА необоснованно произвело 3 240 компенсационных выплат на сумму 805 357 556,95 руб. по полисам, которые не выдавались либо находятся у Страховой компании.
Согласно заключению экспертов от 28.06.2023 N 3-Э-23 и сделанных экспертами в ходе судебного разбирательства корректировок и пояснений, стоимость активов должника с учётом наличных денежных средств в сумме 1 641 858 846,92 руб. и представленному Агентством расчёту по состоянию на 30.11.2020 составляла сумму 3 399 395 846,92 руб.
С учётом стоимости единого комплекса недвижимости в городе Бердске активы должника по состоянию на 30.11.2020 оценены в сумму 3 390 937 846,92 руб. (1 749 079 000 + 1 641 858 846,92).
Согласно заключению о финансовом состоянии от 29.03.2022 стоимость активов Страховой организации на 30.09.2020 с учётом денежных средств в сумме 1 954 042 тыс. руб. составила 3 900 934 тыс. руб.
По состоянию на 01.04.2023 стоимость активов Страховой организации согласно заключению экспертов и расчёту Агентства с учётом имеющихся на счётах денежных средств (777 673 865,85 руб.), составила сумму 3 277 045 865,85 руб.
Размер обязательств Страховой организации по данным Агентства по состоянию на 01.04.2023 составляет сумму 3 894 805 120,04 руб. (3 964 373 078,96 руб. - 69 567 958,65 руб.), что превышает стоимость активов на 617 759 254,19 руб.
В данном случае на счетах и в кассе должника, на момент отзыва лицензии, имелось денежных средств в сумме 1 954 042 тыс. руб. (1 153 691 тыс. руб. на счетах, 800 000 тыс. руб. на депозите, 351 000 тыс. руб. в кассе).
В отчёте конкурсного управляющего о своей деятельности по состоянию на 01.01.2022 приведены сведения о поступлении на расчётные счета должника денежных средств в сумме 920 114 тыс. руб., в том числе: 57 660 тыс. руб. задолженности в добровольном порядке, 709 000 руб. в принудительном порядке, 861 745 тыс. руб. прочих поступлений, что подтверждает актуальность дебиторской задолженности.
Согласно заключению экспертов от 20.02.2021 N 8057, проведенному Экспертно-криминалистическим центром Главного Управления Министерства Внутренних дел России по Алтайскому краю в рамках уголовного дела N 12101010037000109, возбужденного Следственным Управлением Министерства Внутренних дел по Республике Алтай по факту воспрепятствования законной деятельности временной администрации, фактический размер маржи платёжеспособности в периоды с 01.04.2018 по 30.06.2019, с 01.01.2020 по 30.09.2020 превышает нормативный размер маржи платёжеспособности, что в соответствии с указаниям Банка России от 28.02.2015 N 3743-У характеризует достаточность собственных средств (капитала) на отчётные даты.
Отказывая в признании Страховой организации банкротом, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют заявления о признании должника банкротом от лиц, в пользу которых имеются неисполненные судебные акты в течение четырнадцати дней с даты их вступления в законную силу (решения суда, арбитражного суда либо судебного акта суда или арбитражного суда, по которому выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств, а также иные решения судов и арбитражных судов), в том числе по требованиям о взыскании выходных пособий; с учётом наличия денежных средств на счетах должника по состоянию на 30.11.2020 в сумме 1 954 042 тыс. руб., должник на дату отзыва лицензии 04.12.2020 не обладал признаками банкротства в виду достаточности денежных средств для погашения обязательств в сумме 196 136 тыс. руб. (обязательства должника перед иными, кроме РСА, кредиторами и неоспариваемой временной администрацией размера обязательств перед РСА в сумме 948 219 130,77 руб.), возможности погасить требования кредиторов, в том числе РСА в сумме 2 881 538 тыс. руб., поскольку размер активов должника в сумме 3 711 579 тыс. руб. позволял рассчитаться с заявленными требованиями, не превышающими размер сформированных требований по состоянию на 14.02.2020 в сумме 3 077 674 тыс. руб.; размер кредиторской задолженности по состоянию на 30.11.2020 и 14.02.2022, кроме требований РСА на дату рассмотрения спора, не может превышать размер требований в сумме 196 136 тыс. руб.
(3 077 674 тыс. руб. - 2 881 538 тыс. руб.), поскольку все сроки, на которые заключались договоры страхования к указанной дате истекли; размер требований кредиторов, включая требования РСА, не может превышать, установленную Временной администрацией, сумму 3 077 674 тыс. руб. в связи с отзывом лицензии; размер обязательств перед РСА в сумме 2 881 538 тыс. руб., оспаривание Временной администрацией обязательств на сумму 1 916 422 698,36 руб. и исключение из требований суммы 69 568 тыс. руб. не может быть расценён как бесспорное доказательство размера обязательств должника в сумме 3 798 653 тыс. руб.; факт отзыва у должника лицензии на право осуществлять страховую деятельность, не препятствует заниматься иной экономической деятельностью и восстановить платёжеспособность.
Суд первой инстанции сделал выводы о недоказанности наличия признаков несостоятельности Страховой организации, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции согласился с арбитражным судом.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и применённым нормам права.
Так, банкротство финансовых организаций регулируется параграфом 4 главы IX Закона о банкротстве, вопросы, не урегулированные данным параграфом - главами I, III, III.1, VII и XI Закона о банкротстве.
Согласно положениям статьи 180 Закона о банкротстве для целей настоящего Закона под финансовыми организациями понимаются в том числе страховые организации (подпункт 2 пункта 2); контрольные функции в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее - контрольный орган) (пункт 4).
В случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации (неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам, неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, недостаточность денежных средств для своевременного исполнения обязательств) контрольный орган вправе принять решение о назначении временной администрации (пункты 1 - 4 статьи 183.2 Закона о банкротстве).
На основании пункта 2 статьи 184.1-1 Закона о банкротстве временная администрация проводит анализ финансового состояния страховой организации и составляет заключение по итогам проведённого анализа не позднее сорока пяти рабочих дней с даты её назначения.
Требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о её финансовом состоянии устанавливаются контрольным органом.
Согласно пункту 6 статьи 184.1-1 Закона о банкротстве в случае, если по итогам анализа финансового состояния страховой организации временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления её платёжеспособности, в течение пяти рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации временная администрация страховой организации обращается в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, подтверждённым вступившими в законную силу судебными актами требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:
1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, подтверждённых вступившими в законную силу судебными актами требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;
2) не исполненные в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда либо судебного акта суда или арбитражного суда, по которому выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
3) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед её кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
4) платёжеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
В силу пункта 3 статьи 183.16 Закона о банкротстве заявление о признании финансовой организации банкротом принимается арбитражным судом при наличии хотя бы одного из признаков банкротства финансовой организации, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Поскольку суды установили недоказанность наличия признаков несостоятельности Страховой организации, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве (стоимость имущества (активов) должника недостаточна для исполнения денежных обязательств перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, платёжеспособность должника не была восстановлена в период деятельности временной администрации), в удовлетворении заявления Агентства отказано правомерно.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, отклоняются.
В период назначения Временной администрации 30.11.2020 требования к анализу финансового состояния страховой организации и форме заключения о её финансовом состоянии были установлены Положением Банка России от 16.07.2018 N 648-П "О временной администрации страховой организации", а в настоящее время Положением Банка России от 13.12.2021 N 784-П "О временной администрации страховой организации и временной администрации иностранной страховой организации" (далее - Положение N 784-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2022 N 68214).
Согласно пункту 8.1 Положения N 784-П временная администрация страховой организации должна провести анализ финансового состояния страховой организации по состоянию на дату назначения Банком России временной администрации страховой организации путём оценки имеющихся у нее документов (информации) страховой организации, включая анализ следующих документов (информации) (при наличии): статистической, бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчётности страховой организации, регистров бухгалтерского и налогового учёта страховой организации, первичных учётных документов страховой организации, аудиторского и актуарного заключений, а также отчётов оценщиков в отношении имущества (активов) страховой организации; учредительных документов страховой организации, протоколов общих собраний акционеров (участников) страховой организации, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), реестра акционеров (списка участников) страховой организации; положения об учётной политике страховой организации, в том числе учётной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учёта, схем документооборота, организационной и производственной структур страховой организации; отчётности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений страховой организации; материалов налоговых проверок и копий судебных решений в отношении страховой организации; внутренних положений и иных документов страховой организации, регламентирующих её деятельность.
В силу пункта 8.3 Положения N 784-П при проведении анализа финансового состояния страховой организации временная администрация страховой организации должна анализировать:
соблюдение страховой организацией требований финансовой устойчивости и платёжеспособности, указанных в абзаце первом пункта 4 статьи 25 Закона N 4015-1;
активы и пассивы баланса страховой организации;
убыточность проведения страховых операций по видам страхования;
рентабельность деятельности страховой организации; показатели отчёта о финансовых результатах страховой организации в целях выявления факторов, оказавших влияние на возникновение убытков, включая показатели доходов и расходов страховой организации за два предшествующих года (поквартально);
влияние деятельности дочерних и зависимых организаций, филиалов и представительств, а также аффилированных лиц на деятельность страховой организации; соотношение объёма страховых премий по отдельным видам страхования и общего объёма страховых премий страховой организации;
формирование страховых резервов по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни;
отчисления, производимые страховой организацией в профессиональные объединения страховщиков.
Анализ указанных в абзацах втором, четвёртом - десятом настоящего пункта сведений не осуществляется временной администрацией страховой организации в случае, если заключение о финансовом состоянии страховой организации составлено после отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности.
Пунктом 8.4 Положения N 784-П предусмотрено, что заключение временной администрации страховой организации о финансовом состоянии страховой организации должно быть составлено и утверждено руководителем временной администрации страховой организации в письменной форме и включать, в том числе сведения о результатах проведенного анализа финансового состояния страховой организации с отражением вывода о достаточности (недостаточности) стоимости имущества (активов) страховой организации для удовлетворения требований кредиторов страховой организации по установленным временной администрацией страховой организации обязательствам и об отсутствии (о наличии) признаков несостоятельности (банкротства) страховой организации; сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 184.1-1 Закона о банкротстве (за исключением случаев, если заключение составлено после отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности).
Суды первой и апелляционной инстанции дали надлежащую оценку заключениям Временной администрации о финансовом состоянии Страховой организации от 05.02.2021 N 1239-ВА по состоянию на 30.09.2020, от 29.03.2022 N 3295 по состоянию на 14.02.2022, выявили неполноту исследуемых бухгалтерских документов, занижение стоимости имущества, обесценивание дебиторской задолженности, в результате которых величина активов необоснованно уменьшена на сумму 1 577 214 тыс. руб.
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 N 866-О, положения Закона о банкротстве не могут препятствовать проверке судом законности и обоснованности действий временной администрации и не предрешают оценку суда в отношении имеющихся в деле доказательств; из данных положений не следует, что эти нормы отдают прерогативу в оценке финансового состояния временной администрации и Банку России, освобождая тем самым суд от оценки состояния должника на дату отзыва лицензии и от изучения всей совокупности относящихся к тому доказательств, включая их истребование и назначение экспертиз.
В настоящем деле рыночная стоимость активов страховой компании установлена судами, главным образом, по результатам оценки экспертного заключения, признанного достоверным и допустимым доказательством.
Соответственно, аналогичный подход должен быть применён и к установлению размера пассивов в виде суммы неисполненных денежных обязательств.
Из материалов дела следует, что Агентство включило в этот размер все суммы предъявленных должнику требований без исследования достоверности, что представляется недопустимым и не соответствующим смыслу законодательства о банкротстве.
Учитывая, что обязательства должника должны быть уменьшены на сумму 44 203 218,90 руб.; обязательства на сумму 482 127 000 руб. погашены в рамках ПВУ; обязательства перед РСА на сумму 1 916 422 698,36 руб. оспариваются Агентством; законность предъявленных требований РСА на сумму 805 357 556,95 руб. по полисам, которые не выдавались и должны находиться у Страховой компании, проверяется следственными органами; обязательства на сумму 722 145 487,04 руб. по 2 682 делам, по которым имеются сведения о том, что эти выплаты объективно не могут быть отнесены к обязательствам должника (согласно анализа, проведённого третьими лицами, выводы которого не опровергнуты Агентством); значительное увеличение кредиторской задолженности в сумме 1 472 776 412,09 руб. (4 550 450 412,09 - 3 077 674 000) возникло после 14.02.2022 - суды правильно признали объективно неподтверждённым и необоснованным размер обязательств должника в сумме 4 480 882 453,44 руб.
Применительно к необходимости определения наличия или отсутствия признака неплатёжеспособности страховой организации суд, рассматривающий заявление временной администрации, должен установить перечень требований, в отношении которых заявлены (с высокой степенью вероятности) буду заявлены возражения и, не предрешая возможного результата проверки этих требований, - выявить объём очевидно спорных обязательств, которые на настоящей стадии дела о банкротстве подлежит исключению из суммы пассивов должника.
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необходимости исключения, как минимум, требований РСА в сумме 805 357 тыс. руб.; указано на наличие возражений (в том числе заявленных самой временной администрацией) на сумму около 2 млрд. руб. Таким образом, вывод о недоказанности заявителем оснований для признания страховой компании банкротом является правильным.
Приведённые в кассационных жалобах доводы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, по существу сводятся к несогласию с оценкой фактических обстоятельств данного обособленного спора.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с оценкой обстоятельств дела и иное толкование ими положений действующего законодательства не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 31.10.2023 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А02-211/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Ю.И. Качур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8.4 Положения N 784-П предусмотрено, что заключение временной администрации страховой организации о финансовом состоянии страховой организации должно быть составлено и утверждено руководителем временной администрации страховой организации в письменной форме и включать, в том числе сведения о результатах проведенного анализа финансового состояния страховой организации с отражением вывода о достаточности (недостаточности) стоимости имущества (активов) страховой организации для удовлетворения требований кредиторов страховой организации по установленным временной администрацией страховой организации обязательствам и об отсутствии (о наличии) признаков несостоятельности (банкротства) страховой организации; сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 184.1-1 Закона о банкротстве (за исключением случаев, если заключение составлено после отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности).
...
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 N 866-О, положения Закона о банкротстве не могут препятствовать проверке судом законности и обоснованности действий временной администрации и не предрешают оценку суда в отношении имеющихся в деле доказательств; из данных положений не следует, что эти нормы отдают прерогативу в оценке финансового состояния временной администрации и Банку России, освобождая тем самым суд от оценки состояния должника на дату отзыва лицензии и от изучения всей совокупности относящихся к тому доказательств, включая их истребование и назначение экспертиз."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2024 г. N Ф04-7894/21 по делу N А02-211/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
22.01.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
31.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-211/2021
27.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
24.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
09.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
31.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
14.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
14.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
24.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
23.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
11.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
09.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
03.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
02.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
30.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
28.04.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
15.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
28.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-211/2021