г. Тюмень |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А27-11701/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Дружининой Ю.Ф.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу на решение от 11.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 18.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А27-11701/2023 по заявлению муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Спортивная школа N 1" (ОГРН 1024200720675, ИНН 4205021256; 650903, г. Кемерово, ул. Стадионная, 22) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574; 650993, г. Кемерово, ул. Мичурина, 54) о признании недействительным представления в части.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство спорта Российской Федерации (ОГРН 1127746520824, ИНН 7703771271, 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18), Администрация города Кемерово в лице Управления культуры, спорта и молодежной политики (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869; 650991, г. Кемерово, пр. Советский, 54), Министерство физической культуры и спорта Кузбасса (ОГРН 1024200678314, ИНН 4205036220; 650064, г. Кемерово, пр. Советский, 60).
В заседании приняли участие представители муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Спортивная школа N 1" Климчук Е.А. по доверенности от 01.08.2023, Литвиненко А.И. по доверенности от 02.08.2023.
Суд установил:
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа N 1" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу (далее - Управление казначейства) о признании недействительным представления от 23.03.2023 N 39-21-27/11-2683 в части требования возвратить 2 686 029,4 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (пункт 1 представления).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство спорта Российской Федерации, Администрация города Кемерово в лице Управления культуры, спорта и молодежной политики (далее - Администрация, Управление), Министерство физической культуры и спорта Кузбасса (далее - Министерство).
Решением от 11.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление казначейства, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Министерство, Администрация и Учреждение возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, заслушав представителей Учреждения, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1661 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа), содержащая, в том числе Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок (Приложение N 10).
В рамках реализации федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" Государственной программы для Администрации Правительства Кузбасса на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета от 18.02.2022 N 777-09-2022-072, заключенного с Министерством спорта Российской Федерации, предоставлены субсидии на мероприятия по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок.
На основании указанного соглашения между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.07.2022 N 32701000-1-2022-017 на реализацию в 2022 году мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок в рамках реализации федерального проекта "Бизнес - спринт (Я выбираю спорт)" государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Физическая культура и спорт Кузбасса" на 2021- 2025 годы.
Конечным исполнителем мероприятия является Учреждение на основании соглашения от 25.07.2022, заключенного с Управлением, о предоставлении из бюджета г. Кемерово субсидии на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок.
В свою очередь, между Учреждением и ООО "Проспортсервис" заключен договор от 01.08.2022 N 2022.852050 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для "умной" спортивной площадки, смонтированной и установленной в дальнейшем по адресу: г. Кемерово, ул. Стадионная, д. 22а. Цена договора - 36 568 300 руб.; источник финансирования: субсидия на иные цели, в том числе из федерального бюджета и областного бюджета - 32 911 400 руб., из местного бюджета - 3 656 900 руб. Наименование, техническая характеристика, цена и количество товара указаны в техническом задании.
Согласно товарной накладной от 01.10.2022 N 31 комплект спортивно-технологического оборудования для создания "умной" площадки поставлен на сумму 36 568 300 руб. Акт выполненных работ от 01.10.2022 N 1 подписан 11.11.2022.
В период с 16.01.2023 по 10.02.2023 на основании приказа Управления казначейства от 11.01.2023 N 9 в Учреждении проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы, по результатам которой составлен акт от 10.02.2023.
В ходе выездной проверки Управлением казначейства установлена избыточная поставка и установка оборудования в виде заградительной сетки и ограждения поля 30 х 60, ограждения для игровых площадок размером 32-м х 20-м, 23-м х 14-м, 22,5-м х 11-м. Стоимость дополнительного оборудования составила 3 783 140 руб.
Оплата указанной суммы расценена Управлением казначейства как неправомерное использование средств субсидии, поскольку Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки" (далее - Перечень N 107, утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.02.2022 N 107) установлен конкретный состав спортивно-технологического оборудования, который не включает указанные элементы.
По результатам проверки Управлением казначейства в отношении заявителя вынесено представление от 23.03.2023 N 39-21-27/11-2683 с требованием возвратить 2 686 029,4 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (пункт 1 представления).
Не согласившись с представлением в названной части, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 28, 38, 265, 266.1, 269.2, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1661, пришли к выводу о том, что представление в обжалуемой части является незаконным и необоснованным.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств дела.
Давая оценку обстоятельствам установленного в ходе проверки нарушения, суды, исследовав положения Перечня N 107, а также условия договора от 01.08.2022 N 2022.852050 на поставку и монтаж комплекта спортивно-технологического оборудования, дополнительного соглашения от 30.09.2022 N 3, пришли к выводу, что разделительная сетка, заградительная сетка и комплект ограждения для игровых площадок размером 32x20м, 23x14м, 22,5x11м входят в состав спортивно-технологического оборудования, приобретаемого для одной "умной" спортивной площадки, и являются составными элементами (оборудованием) для монтажа и функционирования названной спортивной площадки.
Судами принято во внимание, что условиями договоров, техническим заданием предусмотрено, что поставляемый товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, то есть по качеству должен соответствовать требованиям ГОСТа и техническим условиям; требования к ограждению включены в нормативные документы, регламентирующие строительство спортивных объектов. При этом из условий договора следует, что по согласованию допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками товара согласно технического задания.
Довод Управления казначейства о том, что Перечень N 107 не содержит ссылок на соблюдение ГОСТов при монтаже оборудования, правомерно был отклонен судами, учитывая, что обязательность соблюдения требований ГОСТов при проведении соответствующих работ является безусловной и не зависит от наличия (отсутствия) ссылок на это в том или ином ведомственном акте.
С учетом установленных обстоятельств кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что приобретенный в рамках конкурса комплект спортивного оборудования содержит необходимые элементы, которые связаны между собой функционально и технологически, предназначены для занятий спортом и совместного использования.
Суды обоснованно отклонили доводы Управления казначейства о том, что Учреждение имеет иные источники доходов, которые могли быть направлены на приобретение спорных элементов оборудования, поскольку автономное учреждение является некоммерческой организацией и создается для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры. При этом, как верно отметили суды, получаемый заявителем доход направляется на выплату заработной платы сотрудникам, оказывающим платные услуги, на возмещение расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также на дальнейшее содержание "умных" спортивных площадок.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих закупку заявителем спорного ограждения как отдельной товарной единицы, а также доказательств возможности создания данной конкретной площадки в соответствии с нормативными требованиями без использования спорных элементов оборудования Управлением казначейства в материалы дела не представлено, кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что средства, предусмотренные субсидией, использованы без превышения установленных лимитов на цели, предусмотренные на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок, ввиду чего выводы Управления казначейства в данной части и в части требования о возврате заявителем спорных средств являются неправомерными.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе Управления казначейства, выражают его несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые признали необоснованным вынесение представления по рассмотренному эпизоду по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.10.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11701/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения об удовлетворении требования о признании недействительным представления казначейства о возврате средств, указав на правильное использование субсидий для создания "умных" спортивных площадок. Суд установил, что спорные элементы оборудования являются необходимыми для функционирования площадки и соответствуют требованиям законодательства. Кассационная жалоба казначейства отклонена.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2024 г. N Ф04-1446/24 по делу N А27-11701/2023