г. Тюмень |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А45-14714/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции (аудиозаписи) кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Электрокомплекс" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области на решение от 05.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 27.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-14714/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электрокомплекс" (630015, город Новосибирск, улица Королева, дом 40, корпус 40, этаж 2, ОГРН 1065404083997, ИНН 5404275507) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3Б, ОГРН 1215400036477, ИНН 5405066288) о признании недействительным требования.
Другое лицо, участвующее в деле, - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Лескова, дом 140, ОГРН 1045401964596, ИНН 5405285434).
В судебном заседании путем использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Электрокомплекс" - Устикова Н.В. по доверенности от 10.06.2023;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области - Ильюхина В.С. по доверенности 14.08.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Электрокомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением уточненным, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Новосибирской области (далее - инспекция N 17) о признании недействительным требования N 7784 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 03.03.2022 (далее - требование N 7784).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Новосибирской области (далее - инспекция N 21).
Решением от 05.12.20213 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.02.2024, признано недействительным требование N 7784 в части суммы штрафа, превышающей 801 326 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение судами норм права, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению общества, судами неверно применены статьи 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс); у инспекции N 17 отсутствовали полномочия по выставлению требования N 7784; допущенные нарушения срока принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.09.2021 N 10 привели к истечению срока принудительного взыскания налога.
В отзыве на кассационную жалобу общества инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты в части отказа обществу в удовлетворении заявленного требования без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция N 17 просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на нарушение судами норм права, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества в полном объеме.
По мнению инспекции N 17, уменьшение арбитражным судом по делу N А45-8081/2022 штрафных санкций в 2023 году не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов общества оспариваемым требованием, сформированным в 2022 году; отсутствует нарушение прав и законных интересов общества, поскольку меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса, инспекцией N 17 не были реализованы.
Общество в отзыве на кассационную жалобу инспекции N 17 ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов в обжалуемой ею части, просит оставить их в этой части без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция N 21 отзывы на кассационные жалобы в порядке статьи 279 АПК РФ не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзывах на них и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Новосибирска в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления налогов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой инспекцией N 21 (правопреемник инспекции по Дзержинскому району города Новосибирска на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - управление) от 28.05.2021 N 01-07/108@ "О реорганизации налоговых органов Новосибирской области") вынесено решение от 23.09.2021 N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 23.09.2021 N 10) по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль организации за 2017 год в размере 4 808 076 руб.
Этим же решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль в общей сумме 44 830 248 руб., пени на них в общем размере 22 322 690,82 руб.
Решением управления от 28.02.2022 N 1099 решение от 23.09.2021 N 10 отменено в части, уменьшена сумма штрафа в 2 раза до 2 404 038 руб.
На основании решения от 23.09.2021 N 10 в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса инспекция N 17 выставила 03.03.2022 обществу требование N 7784, которым предложила в срок до 04.04.2022 уплатить задолженность в общем размере 71 578 824,22 руб., в том числе задолженность по НДС и налогу на прибыль в размере 44 449 154,67 руб., пени в размере 22 321 593,55 руб., штрафные санкции в размере 4 808 076 руб.
Не согласившись с требованием N 7784, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии нарушений процедуры направления оспариваемого требования, при этом сочли, что имеются основания для признания требования N 7784 недействительным в связи признанием недействительным решения от 23.09.2021 N 10 в части суммы штрафа, превышающей 801 326 руб.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23, пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы в предусмотренные Налоговым кодексом сроки.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса).
Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункты 1 - 2 и 4 статьи 69 Налогового кодекса).
Сроки выставления требования налогоплательщику регламентированы статьей 70 Налогового кодекса.
Как следует из правовых позиций, выраженных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11254/12, от 29.11.2011 N 7551/11, от 21.06.2011 N 16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
Аналогичная позиция выражена в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).
Само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки, не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам - сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135).
Принимая во внимание пункт 1.8 приказа управления от 28.05.2021 N 01-07/108@ "О реорганизации налоговых органов Новосибирской области", пункты 3.1, 7.2 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области, утвержденного руководителем управления 25.08.2021, а также аналогичного содержания пункты 3.1, 7.2 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области, утвержденного руководителем управления 29.12.2022 (том 3 л.д. 100-115), суды пришли к верному выводу, что инспекция N 17, выполняя функцию взыскания (урегулирования) задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации с налогоплательщиков, действовало в пределах предоставленных ей полномочий при выставлении обществу требования N 7784.
Вопреки доводу общества о недействительности оспариваемого требования в связи с его аннулированием в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и выставления нового требования от уплате задолженности от 19.07.2023 N 7366, суды обоснованно указали, что законность требования N 7784 проверяется на дату его вынесения, с учетом решения вышестоящего налогового органа.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций признали, что требование N 7784 сформировано инспекцией N 17 и направлено обществу с соблюдением норм статьи 6.1, пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса.
Суды не усмотрели нарушений налоговыми органами условий процедуры проведения и рассмотрения материалов налоговой проверки, а также нарушений сроков на принятие мер по принудительному взысканию с общества налоговой задолженности, являющихся основанием для признания недействительным оспариваемого требования в полном объеме.
При этом суды приняли во внимание, что требованием N 7784 обществу предложено уплатить в составе задолженности штраф без учета снижения его размера до 2 404 038 руб. решением управлением от 28.02.2022 N 1099, а решением от 03.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8081/2022 признано недействительными решение от 23.09.2021 N 10 в части привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа по части 3 статьи 122 Налогового кодекса в размере 1 602 653 руб. (размер штрафа снижен судом до 801 326 руб.).
С учетом указанных обстоятельств суды правомерно удовлетворили заявление общества частично, признав оспариваемое требование недействительным в части суммы штрафа превышающей 801 326 руб.
Доводы инспекции N 17 о том, что оспариваемое требование не может являться незаконным или нарушающим права и законные интересы общества, были рассмотрены апелляционным судом и обоснованно отклонены как основанные на неверном толковании норм права с учетом предмета заявленных требований по настоящему делу.
Доводы кассационных жалоб сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку нижестоящих судов и мотивированно отклонены, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14714/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным налоговое требование в части суммы штрафа, превышающей 801 326 руб., оставив в силе решение о взыскании остальной задолженности. Арбитражный суд установил, что налоговый орган действовал в пределах своих полномочий, а доводы о нарушении сроков и законности требований были отклонены как необоснованные. Кассационные жалобы сторон не нашли поддержки.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2024 г. N Ф04-1710/24 по делу N А45-14714/2022