г. Тюмень |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А27-7589/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса на решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ветошкин А.А.) и постановление от 26.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-7589/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Капитал-Строй" (654080, город Новокузнецк, улица Кирова, дом 82, ИНН 4221028555, ОГРН 1094221002116) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, офис 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828) об оспаривании решения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Капитал-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) от 03.04.2023 N 2608372776 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Решением от 15.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, нарушение лицензиатом условий пункта 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), влечет отказ в предоставлении государственной услуги - продление срока действия лицензии; данная мера не является административно-правовой санкцией, в связи с чем при ее применении не подлежит учету характер выявленных нарушений, их существенность и устранимость.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 221 (далее - лицензия от 29.04.2015).
В целях продления срока действия указанной лицензии общество 27.03.2023 направило в инспекцию с заявлением, по результатам проверки инспекцией принято решение от 03.04.2023 N 2608372776 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Не согласившись с данным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 192 ЖК РФ лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Положения N 1110 заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) названного Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Поскольку отказ в продлении срока действия лицензии связан с ограничением правоспособности юридического лица, так как препятствует возможности заниматься определенным видом деятельности, применение такой меры должно отвечать требованиям законности, справедливости и соразмерности выявленному нарушению.
Как следует из оспариваемого решения инспекции, основанием для отказа в продлении срока действия лицензии послужил факт несоответствия общества лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ (соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 названного Кодекса).
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Состав информации, подлежащей размещению в указанной системе, установлен разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74 и N 114/пр (далее - Приказ N 74 и N 114/пр).
В рассматриваемом случае инспекция в ходе проверки соответствия общества лицензионным требованиям выявила и зафиксировала в оценочном листе от 03.04.2023 факты не размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации, предусмотренной пунктами 2.12.2, 2.12.3, 8.3, 14.8, 14.8.5, 14.9 раздела 10 Приказа N 74 и N 114/пр (кадастровый номер квартиры либо информация об отсутствии у квартиры кадастрового номера в случае, если такой номер не присвоен; общая площадь квартиры (с указанием источника информации); информация о состоянии расчетов управляющей организации за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах; информация о стороне договора управления многоквартирным домом (путем выбора из справочника стороны договора): сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемых для расчета размера платы по договору управления многоквартирным домом (путем выбора его из информации, содержащейся в системе); сведения о тарифах на коммунальные ресурсы, применяемых для расчета размера платы по договору управления многоквартирным домом (путем выбора его из информации, содержащейся в системе).
Заявляя о незаконности решения инспекции, общество ссылалось на формальный подход уполномоченного органа к оценке соответствия/несоответствия лицензиата лицензионным требованиям (из актов инспекции не усматривается в отношении каких из 22-х многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, не размещена необходимая информация и в каком объеме; не учтено, что часть информации вносится непосредственно ресурсоснабжающими и иными организациями; выявленные нарушения являются устранимыми; какие-либо жалобы собственников помещений не поступали), отсутствие достаточных оснований для отказа в продлении лицензии и чрезмерное ограничение его права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество своевременно обратилось с заявлением о продлении срока действия лицензии от 29.04.2015 (с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"); в ходе оценки соблюдения обществом лицензионных требований инспекцией не выявлены факты наличия грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) Положения N 1110, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований; допущенные обществом нарушения требований части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, раздела 10 Приказа N 74 и N 114/пр при размещении информации являются незначительными, не повлекли нарушения прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, и носят устранимый характер.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с позицией общества о том, что в рассматриваемом случае наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для вывода о его несоответствии лицензионным требованиям и отказа в продлении срока действия лицензии; оспариваемое решение влечет за собой чрезмерное ограничение правоспособности общества, не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности примененной меры ответственности.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав недействительным решение инспекции от 03.04.2023 N 2608372776.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование инспекцией положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении норм права нижестоящими судами.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7589/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение о отказе в продлении лицензии на управление многоквартирными домами, указав на незначительность выявленных нарушений и отсутствие грубых нарушений лицензионных требований. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении прав общества, что стало основанием для удовлетворения его требований. Кассационная жалоба не нашла поддержки, судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2024 г. N Ф04-887/24 по делу N А27-7589/2023