г. Тюмень |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А46-1584/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Донцовой А.Ю.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2023 (судья Иванова И.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1584/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединение Русский фейерверк" (644009, Омская область, город Омск, улица Лермонтова, дом 194, офис 201, ИНН 5506057064, ОГРН 1045511013844) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение имущества.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "ОмскВодоканал" (644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, дом 2, ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344), муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (644116, Омская область, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125А, ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединение Русский фейерверк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественные отношений (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 30.12.2022 N Исх-ДИО/18075 отказа в реализации преимущественного права на приобретение имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:020103:561, расположенного по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, пом. 2П, и обязании департамента совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), в отношении указанного выше нежилого помещения по передаче такого помещения в собственность общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал"), муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания".
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.08.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда 14.12.2023, требования общества удовлетворены. Отказ департамента в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, выраженный в письме от 30.12.2022 N Исх-ДИО/18075, признан незаконным. Суд обязал департамент совершить предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ действия по передаче нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:020103:561, расположенного по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, пом. 2П, в собственность общества. С департамента в пользу общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что нежилое помещение с кадастровым номером 55:36:020103:561, расположенное по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, является частью объекта коммунально-бытового назначения, поэтому, несмотря на то, что общество соответствует условиям приобретения арендуемого имущества в соответствии с Законом N 159-ФЗ, испрашиваемое нежилое помещение не подлежит реализации с учетом совокупности требований Закона N 159-ФЗ и Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение и постановление - без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) 17.11.2020 заключен договор аренды нежилого помещения N 47043/3-А, согласно которому арендодатель сдает арендатору в аренду нежилое помещение КНС N 6, расположенное по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, пом. 2П (далее - помещение) площадью 47,2 кв. м с кадастровым номером 55:36:020103:561, этаж: 1, 2 с целевым назначением административно-хозяйственная деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации.
Срок действия договора составляет 5 лет (пункт 1.2 договора).
12.12.2022 общество обратилось в департамент с просьбой рассмотреть возможность приобретения в собственность помещения по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, помещение 2 П.
Письмом от 30.12.2022 N Исх-ДИО/18075 департамент возвратил заявление общества со ссылкой на то, что испрашиваемое помещение являясь частью объекта коммунально-бытового назначения не подлежит реализации с учетом совокупности требований Закона N 159-ФЗ и Закона N 178-ФЗ. В письме департамент указал, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным законом, регулируются Законом N 178-ФЗ, положениями абзаца шестого пункта 1 статьи 30 которого предусмотрено, что объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. При этом нежилое помещение с кадастровым номером 55:36:020103:561 площадью 47,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, является частью объекта, который в свою очередь является объектом коммунально-бытового назначения.
Считая отказ департамента незаконным, общество обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), здание по адресу: г Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, состоит из двух объектов недвижимости:
- нежилого помещения 1П с кадастровым номером 55:36:020103:560, наименование: канализационная насосная станция,
- нежилого помещения 2П с кадастровым номером 55:36:020103:561, наименование: офис.
Согласно представленным департаментом инвентаризационным материалам N 6660742 - технический паспорт нежилого строения, расположенного по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, Литера А: наименование объекта: КНС N 6 (инв. 2030111); назначение: 1П - Канализационная насосная станция, 2П - Офис; использование: 1П - Канализационная насосная станция, 2П - Офис (раздел IV. Общие сведения).
Согласно пояснениям привлеченного к участию в деле третьего лица - АО "ОмскВодоканал", являющегося арендатором помещения 1П, подземная часть N 1-3, 1 этаж N 1-2, с кадастровым номером 55:36:020103:560, расположенного по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д.1, корп.1, в соответствии с договором долгосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства г. Омска N 29515/65 от 04.03.2005, заключенным между АО "ОмскВодоканал" и департаментом, следует, что помещение по адресу: г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1, помещение 2П (надстройка - 2 этаж) в технологическом процессе АО "ОмскВодоканал" не используется, необходимость в указанном помещении для эксплуатации и функционирования объекта коммунального назначения "КНС N 6", расположенного в подземной части и на 1-ом этаже указанного здания, отсутствует, в связи с чем указанное помещение 2П не является частью объекта коммунального назначения "КНС N 6".
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил следующее: здание по адресу: Омская область, г. Омск, пл. Бухгольца, д. 1, корп. 1 состоит из двух изолированных обособленных объектов недвижимости: нежилого помещения 1П с кадастровым номером 55:36:020103:560, наименование: канализационная насосная станция, и нежилого помещения 2П с кадастровым номером 55:36:020103:561, наименование: офис; назначение здания - канализационная насосная станция относится только к помещению 1П; помещение 2П является самостоятельным объектом недвижимости с назначением для использования под офис и не является частью объекта коммунального назначения "КНС N 6".
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, руководствуясь статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Законов N 178-ФЗ, N 159-ФЗ, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), ГОСТа 34737-2021 Межгосударственный стандарт. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Перекачивающие станции. Проектирование", введенного в действие Приказом Госстандарта от 01.07.2021 N 607-ст (далее - ГОСТ 34737-2021), правовой позицией, изложенной в пунктах 1, 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемое обществом помещение 2П является самостоятельным объектом недвижимости, основания для квалификации которого в качестве коммунально-бытового назначения отсутствуют, в связи с чем признал отказ департамента незаконным.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе, особенности их участия в приватизации арендуемого имущества регулируются положениями Закона N 159-ФЗ.
На основании статьи 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого государственного или муниципального имущества может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Не оспаривая соответствие общества условиям, с наличием которых положения Закона N 159-ФЗ связывают реализацию субъект малого или среднего предпринимательства преимущественного права приобретения в собственность арендуемого недвижимого имущества, департамент в обоснование невозможности выкупа испрашиваемого обществом имущества указал на запрет приватизации объектов коммунально-бытового назначения.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций, исходя из характеристик арендованного обществом муниципального нежилого помещения и применительно к положениям пункта 9 статьи 2 Закона N 416-ФЗ, подпункта 3.10 пункта 3 ГОСТа 34737-2021, сделали обоснованный вывод о том, что испрашиваемое обществом нежилое помещение является самостоятельным объектом недвижимости, определяется самим департаментом как офисное помещение и не является частью объекта коммунально-бытового назначения "КНС N 6",.
Поскольку у рассматриваемого спорного нежилого помещения отсутствуют признаки и характеристики объекта коммунально-бытового назначения, у департамента не имелось фактических и правовых оснований для отказа обществу в реализации преимущественного права, предусмотренного Законом N 159-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы департамента не опровергают установленных судами обеих инстанций фактических обстоятельств дела, не содержат ссылок на ошибочность выводов судов о характеристиках спорного нежилого помещения, сделанных судами по результату исследования и оценки совокупности представленных в дело доказательств.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по настоящему делу решения и постановления.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А46-1584/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
А.Ю. Донцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не оспаривая соответствие общества условиям, с наличием которых положения Закона N 159-ФЗ связывают реализацию субъект малого или среднего предпринимательства преимущественного права приобретения в собственность арендуемого недвижимого имущества, департамент в обоснование невозможности выкупа испрашиваемого обществом имущества указал на запрет приватизации объектов коммунально-бытового назначения.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций, исходя из характеристик арендованного обществом муниципального нежилого помещения и применительно к положениям пункта 9 статьи 2 Закона N 416-ФЗ, подпункта 3.10 пункта 3 ГОСТа 34737-2021, сделали обоснованный вывод о том, что испрашиваемое обществом нежилое помещение является самостоятельным объектом недвижимости, определяется самим департаментом как офисное помещение и не является частью объекта коммунально-бытового назначения "КНС N 6",.
Поскольку у рассматриваемого спорного нежилого помещения отсутствуют признаки и характеристики объекта коммунально-бытового назначения, у департамента не имелось фактических и правовых оснований для отказа обществу в реализации преимущественного права, предусмотренного Законом N 159-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2024 г. N Ф04-1050/24 по делу N А46-1584/2023