г. Тюмень |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А45-23569/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" на решение от 27.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Гофман Н.В.) и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-23569/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (630039, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Артиллерийская, дом 144, ОГРН 1235400010977, ИНН 5405082748) к Мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) о признании незаконными решения об отказе в согласовании ярмарки
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (далее - общество, ООО "Сиб-Яр") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) о признании незаконным решения от 05.06.2023 N 19/03.1-04/01063 об отказе в даче согласия на проведение универсальной ярмарки в период с 01.07.2023 по 31.06.2026 по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Большевистская, 45/1.
Решением от 27.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что земельный участок, на котором планируется проведение ярмарки, не образован, на кадастровый учет не поставлен, в пользование третьим лицам не предоставлен.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Сиб-Яр" обратилось в мэрию для получения согласования в проведении универсальной ярмарки с 01.07.2023 по 31.06.2026 по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Большевистская, дом 45/1.
Решением от 05.06.2023 N 19/03.1-04/01063 Департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее - департамент инвестиций), действующего от имени мэрии, обществу было отказано в согласовании ярмарки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Сиб-Яр" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренной статьей 201 АПК РФ, для признания незаконным оспариваемого решения мэрии.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.07.2011 N 303-п утвержден Порядок организации ярмарок на территории Новосибирской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее - Порядок N 303-п).
Ярмарки организуются на земельных участках, в зданиях, сооружениях, а также их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо принадлежащих на праве собственности (пользования, владения) гражданам или юридическим лицам (пункт 4 Порядка N 303-п).
Согласно пункту 5 Порядка N 303-п место проведения ярмарки должно отвечать следующим требованиям: соответствовать законодательству в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды (пункт 1); соответствовать требованиям к антитеррористической защищенности, общественной и пожарной безопасности (пункт 2); иметь транспортную доступность (пункт 3); не создавать помех для прохода пешеходов и движения транспорта (пункт 4); быть приспособленным для осуществления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием сборно-разборных конструкций и (или) передвижных средств развозной и разносной торговли (автолавки, автоприцепы, автофургоны, автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины) (пункт 5); соответствовать условиям для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к торговым объектам в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (пункт 6).
В силу пункта 25 Порядка N 303-п в случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проведение ярмарки согласовывается с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки.
В пунктах 26-29, 31, 32 Порядка N 303-п установлены форма заявления о согласовании проведения ярмарки, сроки направления этого заявления и орган местного самоуправления, в который оно направляется; перечень документов, прилагаемых к данному заявлению; срок рассмотрения указанного заявления и результаты его рассмотрения; основания для отказа в согласовании проведения ярмарки; срок уведомления о принятом решении, лиц, подлежащих уведомлению о принятом решении и способы уведомления о принятом решении.
Согласно подпунктам 5, 7 пункта 31 Порядка N 303-п основаниями для отказа в согласовании ярмарки являются несоответствие места проведения ярмарки требованиям, установленным в пункте 5 данного Порядка; получение отказа в предоставлении согласия собственника (пользователя, владельца) земельных участков, зданий, сооружений, а также их частей, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, которые расположены в границах муниципальных образований Новосибирской области и государственная собственность, на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, уполномоченный в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на проведение ярмарки.
Постановлением мэрии от 24.12.2019 N 4715 утвержден Порядок дачи согласия мэрии на проведение ярмарок на земельных участках, в зданиях, сооружениях или их частях, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (приложение) (далее - Порядок N 4715).
Согласие на проведение ярмарки дается от имени мэрии Департаментом земельных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент земельных отношений) и не подменяет собой согласование проведения ярмарки в соответствии с пунктами 25 - 32 Порядка N 303-п (пункт 1.3 Порядка N 4715).
В силу пункта 3.18 Положения о Департаменте инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, утвержденного решением Совета Депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 707, одной из функций департамента является обеспечение рассмотрения заявлений о согласовании проведения ярмарок на территории города Новосибирска, подготовка проектов правовых актов мэрии города Новосибирска о согласовании проведения ярмарок, организация и проведение ярмарок в соответствии с законодательством.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 01.06.2023 во исполнение пункта 29 Порядка N 303-п департамент инвестиций направил в департамент земельных отношений запрос о возможности дачи согласия на проведение универсальной ярмарки в соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 4715; 02.06.2023 департаментом земельных отношений по результатам рассмотрения запроса дан отказ в даче согласия на проведение универсальной ярмарки, ввиду нахождения планируемого места универсальной ярмарки в зоне открытой автостоянки (подпункт 4 пункта 5 Порядка N 303-п); по результатам рассмотрения заявления общества вынесено решение от 05.06.2023 об отказе в согласовании ярмарки.
Принимая во внимание, что место проведения универсальной ярмарки не соответствовало установленным требованиям, департаментом земельных отношений, отказано в даче согласия на проведение ярмарки, адрес: город Новосибирск, улица Большевистская, 45/1, не входит в перечень мест проведения ярмарок на территории города Новосибирска на 2023 год, утвержденный постановлением мэрии от 26.10.2022 N 3899, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у мэрии оснований для принятия оспариваемого решения в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы то обстоятельство, что спорный земельный участок не образован и не поставлен на кадастровый учет само по себе не свидетельствует о не размещении на нем парковки.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств того, что земельный участок фактически используется по иному назначению обществом в материалы дела не представлено.
В целом доводы заявителя жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств, исследованных судами при рассмотрении дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23569/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" на решение от 27.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Гофман Н.В.) и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-23569/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (630039, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Артиллерийская, дом 144, ОГРН 1235400010977, ИНН 5405082748) к Мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) о признании незаконными решения об отказе в согласовании ярмарки
...
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
...
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств того, что земельный участок фактически используется по иному назначению обществом в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2024 г. N Ф04-1564/24 по делу N А45-23569/2023