г. Тюмень |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А45-16629/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" на решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-16629/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (630039, город Новосибирск, улица Артиллерийская, дом 144, ОГРН 1235400010977, ИНН 5405082748) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (630091, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1075406048080, ИНН 5406418101), Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска (630000, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806), муниципальное унитарное предприятие "ЭНЕРГИЯ" города Новосибирска (630005, город Новосибирск, улица Некрасова, дом 53, ОГРН 1025402463151, ИНН 5406153744), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области и аппарат уполномоченного (630007, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1145476005124, ИНН 5406770761), Прокуратура Новосибирской области (630099, город Новосибирск, улица Каменская, дом 20А, ОГРН 1035402479936, ИНН 5406010055).
В заседании приняла участие представитель Прокуратуры Новосибирской области - Калинина Я.Ю. по доверенности от 12.04.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (далее - общество, ООО "Сиб-Яр") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) от 19.04.2023 N 19/03.1-03/01367 об отказе в согласовании ярмарки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска (далее - департамент земельных отношений), Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (далее - департамент инвестиций), муниципальное унитарное предприятие "ЭНЕРГИЯ" города Новосибирска (далее - предприятие), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области и аппарат уполномоченного (далее - уполномоченный по защите прав предпринимателей), Прокуратура Новосибирской области (далее - прокуратура).
Решением от 30.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Сиб-Яр" просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, поскольку земельный участок, на котором планируется проведение ярмарки, не образован, на кадастровый учет не поставлен, Закон Новосибирской области от 04.03.2019 N 347-ОЗ "О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области прилегающих территорий в целях их благоустройства" (далее - Закон N 347-ОЗ) и Правила благоустройства территории города Новосибирска, утвержденные Советом народных депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 (далее - Правила благоустройства), применению не подлежат; судами не учтено, что размещение каких-либо объектов торговли и объектов благоустройства ярмарки в охранной зоне объектов тепловых сетей не предполагается.
Доводы и требование общества поддержаны уполномоченным по защите прав предпринимателей.
В отзывах на кассационную жалобу мэрия и прокуратура просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в мэрию для получения согласования в проведении универсальной ярмарки с 15.11.2023 по 14.11.2026 по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Гусинобродское шоссе, дом 35.
Решением от 19.04.2023 N 19/03.1-03/01367 мэрия отказала в согласовании ярмарки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Сиб-Яр" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренной статьей 201 АПК РФ, для признания незаконным оспариваемого решения мэрии.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.07.2011 N 303-п утвержден Порядок организации ярмарок на территории Новосибирской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее - Порядок N 303-п).
Названный региональный нормативный правовой акт обязывает органы местного самоуправления утвердить перечень мест проведения ярмарок; определить организатора ярмарки, тип ярмарки, дату (период), место ее проведения и режим работы, порядок организации ярмарки и предоставления торговых мест на ярмарке, а также разработать и утвердить план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также содержит положение о согласовании проведения ярмарки с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки, если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; закрепляет правило о предоставлении торговых мест на ярмарке на основании письменных заявок на участие в ярмарке, подаваемых организатору ярмарки (пункты 6, 23, 25, 41, 48 Порядка N 303-п).
Ярмарки организуются на земельных участках, в зданиях, сооружениях, а также их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо принадлежащих на праве собственности (пользования, владения) гражданам или юридическим лицам (пункт 4 Порядка N 303-п).
Место проведения ярмарки должно отвечать следующим требованиям: 1) соответствовать законодательству в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды; 2) соответствовать требованиям к антитеррористической защищенности, общественной и пожарной безопасности; 3) иметь транспортную доступность; 4) не создавать помех для прохода пешеходов и движения транспорта; 5) быть приспособленным для осуществления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием сборно-разборных конструкций и (или) передвижных средств развозной и разносной торговли (автолавки, автоприцепы, автофургоны, автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины); 6) соответствовать условиям для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к торговым объектам в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (пункт 5 Порядка N 303-п).
В случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проведение ярмарки согласовывается с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки (пункт 25 Порядка N 303-п).
В пунктах 26-29, 31, 32 Порядка N 303-п установлены форма заявления о согласовании проведения ярмарки, сроки направления этого заявления и орган местного самоуправления, в который оно направляется; перечень документов, прилагаемых к данному заявлению; срок рассмотрения указанного заявления и результаты его рассмотрения; основания для отказа в согласовании проведения ярмарки; срок уведомления о принятом решении, лиц, подлежащих уведомлению о принятом решении и способы уведомления о принятом решении.
Согласно подпунктам 5, 7 пункта 31 Порядка N 303-п основаниями для отказа в согласовании ярмарки являются несоответствие места проведения ярмарки требованиям, установленным в пункте 5 настоящего Порядка; получение отказа в предоставлении согласия собственника (пользователя, владельца) земельных участков, зданий, сооружений, а также их частей, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, которые расположены в границах муниципальных образований Новосибирской области и государственная собственность, на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, уполномоченный в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на проведение ярмарки.
Постановлением мэрии от 24.12.2019 N 4715 утвержден Порядок дачи согласия мэрии города Новосибирска на проведение ярмарок на земельных участках, в зданиях, сооружениях или их частях, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок N 4715).
Согласие на проведение ярмарки дается от имени мэрии департаментом земельных отношений и не подменяет собой согласование проведения ярмарки в соответствии с пунктами 25-32 Порядка N 303-п (пункт 1.3 Порядка N 4715).
В силу пункта 2.8 Порядка N 4715 одним из оснований для отказа в даче согласия на проведение ярмарки является несоответствие места размещения ярмарки требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальных правовых актов города Новосибирска.
В силу пункта 3.18 Положения о департаменте инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, утвержденного решением Совета Депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 707 (в редакции от 21.04.2021), одной из функций департамента является обеспечение рассмотрения заявлений о согласовании проведения ярмарок на территории города Новосибирска, подготовка проектов правовых актов мэрии города Новосибирска о согласовании проведения ярмарок, организация и проведение ярмарок в соответствии с законодательством.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что 11.04.2023 ООО "Сиб-Яр" обратилось в департамент инвестиций с заявлением о согласовании проведения универсальной ярмарки по адресу: город Новосибирск, улица Гусинобродское шоссе, дом 35 в период с 15.11.2023 по 14.11.2026; 13.04.2023 во исполнение пункта 29 Порядка N 303-п департамент инвестиций направил запрос в департамент земельных отношений о возможности дачи согласия на проведение универсальной ярмарки в соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 4715.
19.04.2023 департамент земельных отношений по результатам рассмотрения запроса направил в департамент инвестиций отказ в даче согласия на проведение универсальной ярмарки, поскольку исходя из пункта 2.10 Порядка N 4715 площадь земельного участка для проведения ярмарки должна включать в себя площадь торговой зоны, используемой для размещения мест для продажи товаров, а также прилегающую к ней территорию в радиусе 3 м по периметру; с учетом этого площадь испрашиваемого земельного составит 368 кв. м. и частично будет находится в границах охранной зоны объектов тепловых сетей - теплотрассы, протяженностью 10 849, 1 м (реестровый номер 54:35-6.260).
Согласно пункту 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе: загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать неорганизованные рынки.
Кроме того, проведение универсальной ярмарки планируется на тротуаре, что является нарушением подпункта 4 пункта 5 Порядка N 303-п; адрес: город Новосибирск, улица Гусинобродское шоссе, дом 35, не входит в перечень мест проведения ярмарок на территории города Новосибирска на 2023 год, утвержденный постановлением мэрии от 26.10.2022 N 3899.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, обществом не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о законности оспариваемого решения от 19.04.2023 N 19/03.1-03/01367 и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Вопреки позиции подателя жалобы Закон N 347-ОЗ и Правила благоустройства в рассматриваемом случае судами не применялись.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-16629/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" на решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-16629/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (630039, город Новосибирск, улица Артиллерийская, дом 144, ОГРН 1235400010977, ИНН 5405082748) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативного правового акта.
...
Решением от 30.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
...
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2024 г. N Ф04-1557/24 по делу N А45-16629/2023