г. Тюмень |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А46-23456/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение от 07.11.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 30.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-23456/2021 по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 6, ОГРН 1135543053249, ИНН 5501253636) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным пункта 1 описательной части и пункта 3 требовательной части представления от 17.09.2021 N 52-22-11/6299.
Другое лицо, участвующее в деле, - Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании приняла участие представить Управления Федерального казначейства по Омской области - Телегина Ю.В. по доверенности от 27.12.2023.
Суд установил:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее -министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее - управление, казначейство) о признании недействительным пункта 1 описательной части и пункта 3 требовательной части представления от 17.09.2021 N 52-22-11/6299.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Решением от 07.11.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, средства иного межбюджетного трансферта в полном объеме были доведены до Администрации города Омска (далее - администрация), в связи с чем неизрасходованный остаток иного межбюджетного трансферта на отчетную дату у министерства отсутствовал; в форме отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт за 2019 год, не предусмотрено отражение информации об объемах израсходованных средств конечными получателями средств иного межбюджетного трансферта.
Казначейство в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Департамент отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Правительством Омской области заключено соглашение от 16.08.2019 N 069-17-2019-125 о предоставлении из федерального бюджета в 2019-2020 годах бюджету Омской области иного межбюджетного трансфера на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в размере 1 000 000 000 руб. (далее - соглашение от 16.08.2019).
Функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и предоставление отчетности, были возложены на министерство (пункт 6.1.1 соглашения от 16.08.2019).
Во исполнение указанного соглашения министерством и администрацией заключено соглашение от 08.10.2019 N 52701000-1-2019-013 (далее - соглашение от 08.10.2019) о предоставлении из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа города Омск иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры муниципальных образований Омской области.
На основании приказа от 05.07.2021 N 46-кд в период с 07.07.2021 по 29.07.2021 казначейством в отношении министерства проведена плановая выездная проверка целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (ИКМ 2021-ПВ.023.1009-5200.041), в ходе которой выявлено, что в нарушение подпунктов 1, 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.4 соглашения от 16.08.2019 министерством представлена недостоверная отчетность о расходах бюджета Омской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт за 2019 год, не обеспечено выполнение условий предоставления субсидии.
По результатам контрольного мероприятия управлением составлен акт от 29.07.2021, в адрес министерства вынесено представление от 17.09.2021 N 52-22-11/6299, согласно пункту 3 которого на министерство возложена обязанность в срок до 21.01.2022 представить в Минстрой России "Отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт по состоянию на 01.01.2020" (с учетом установленного наличия остатков средств иного межбюджетного трансферта в Департаменте городского хозяйства администрации и АО "Омскэлектро", не использованного на капитальный ремонт, по состоянию на 01.01.2020 в сумме 997 611 030, 59 руб.).
Не согласившись с пунктом 1 описательности части и пунктом 3 резолютивной части представления казначейства, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у него правовых оснований для выдачи министерству представления в оспариваемой части.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 N 1166 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" в рамках подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (действовали в спорный период, далее - Правила N 1166).
Исходя из пункта 7 Правил N 1166, пункта 4.3.4 соглашения от 16.08.2019 на министерство возложена обязанность по предоставлению в Минстрой России отчета о расходах бюджета Омской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт; отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что средства иного межбюджетного трансферта по соглашению от 16.08.2019 доведены до министерства платежными поручениями от 26.12.2019 N 243778 на сумму 997 611 030 59 руб., от 27.12.2019 N 243832 на сумму 2 389 969, 41 руб.; в целях исполнения соглашения от 08.10.2019 полученные министерством средства иного межбюджетного трансферта были перечислены администрации платежными поручениями от 26.12.2019 N 243779, от 27.12.2019 N 266336; согласно отчетам администрации по состоянию на 01.01.2020 сумма использованного трансферта на капитальный ремонт составила 2 388 969, 41 руб., по состоянию на 01.04.2020 - 58 344 565, 65 руб.; вместе с тем в отчете министерства от 17.01.2020 о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, представленном в Минстрой России, по состоянию на 01.01.2020 остаток средств иного межбюджетного трансферта отсутствовал.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что управлением установлено наличие остатков средств иного межбюджетного трансферта, не использованного на капитальный ремонт по состоянию на 01.01.2020 в сумме 997 611 030, 59 руб., по состоянию на 01.01.2021 - 448 013 734, 94 руб., суды пришли к обоснованному выводу о представлении министерством недостоверной отчетности о расходах бюджета Омской области, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.11.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23456/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требование о признании недействительным пункта представления казначейства, установив, что министерство представило недостоверную отчетность о расходах бюджета Омской области. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, так как средства межбюджетного трансферта не были использованы в полном объеме, что подтверждено проверкой.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2024 г. N Ф04-1579/24 по делу N А46-23456/2021