г. Тюмень |
|
3 июня 2024 г. |
Дело N А67-5979/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Рахматуллина И.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Береснева Владислава Николаевича на решение от 24.10.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 19.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-5979/2023 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Береснева Владислава Николаевича (ОГРНИП 312701707900010) к муниципальному казенному учреждению "Администрация Шегарского района" (636130, Томская область, Шегарский район, с. Мельниково, ул. Калинина, дом 51, ИНН 7016000834, ОГРН 1027003155673) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, изложенного в письме от 20.04.2023 N 01-02-08-245/23.
Суд установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Береснев Владислав Николаевич (далее - глава КФХ Береснев В.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к муниципальному казенному учреждению "Администрация Шегарского района" (далее - администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, изложенного в письме от 20.04.2023 N 01-02-08-245/23.
Решением от 24.10.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, глава КФХ Береснев В.Н. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагает, что у него имеется преимущественное право на получение испрашиваемого земельного участка без проведения аукциона в соответствии с положениями статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ);
у администрации имелась возможность для проведения аукциона, вместе с тем, заинтересованное лицо не воспользовалось указанным правом до вступления в законную силу Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в их отсутствие.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, дополнений к ней, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.06.2022 глава КФХ Береснев В.Н. подал в администрацию заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 70:16:0300010:736, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, Шегарский район, площадью 12 080 000 кв. м для сельхозпроизводства.
27.06.2022 в администрацию поступило аналогичное заявление, поданное главой КФХ Гусевым М.А.
В связи с поступлением нескольких заявлений, администрация направила в адрес главы КФХ Гусева М.А. ответ от 01.07.2022 N 01-02-08-418/22 о том, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду может быть принято по истечении десяти дней со дня опубликования извещения о земельном участке в средствах массовой информации.
04.07.2022 в администрацию от главы КФХ Зинцова В.В. поступило заявление о заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 70:16:0300010:736 площадью 12 080 000 кв. м для сельхозпроизводства в связи с преимущественным правом.
По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией принято решение от 08.07.2022 N 01-02-08-436/22 об отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 28 от 04.07.2017 и продлении его срока действия.
05.07.2022 администрация опубликовала в газете "Шегарский вестник" извещение о намерении предоставить земельный участок по адресу: Российская Федерация, Томская область, Шегарский район, из земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 080 000 кв. м с кадастровым номером 70:16:0300010:736 для сельхозпроизводства в аренду, кроме того, указала, что заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды от КФХ, заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц, принимаются в письменном виде в течение 10 дней со дня опубликования данного извещения.
13.07.2022 в администрацию поступило три заявления о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды: от Зинцовой Е.Н. (вх. N 3-123/22), от Зинцова В.В. (вх. N 3-285/11-16) и от Липовка С.А. (вх. N Л-314/17-8).
В ответ на данные заявления администрация письмами от 18.07.2022 исх.
N 01-02-08-471/22, N 01-02-08-470/22, N 01-02-08-472/2 указала на принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 18.07.2022 исх. N 01-02-08-474/22 администрация также сообщила Бересневу В.В. о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения аукциона.
12.04.2023 Береснев В.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 70:16:0300010:736 площадью 12 080 000 кв. м.
По результатам рассмотрения поступившего заявления администрацией подготовлено письмо от 20.04.2023 N 01-02-08-245/23, в котором сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 39.6, 39.16, 39.18 ЗК РФ, статьями 10, 10.1 Закона N 101-ФЗ, установив наличие нескольких поданных заявок, поступивших в порядке реализации процедуры предоставления в аренду находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, определенной статьей 10 Закона N 101-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что право на заключение договора аренды спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения подлежало выставлению на торги, действия заинтересованного лица по размещению извещений, а также отказу в предоставлении спорного земельного участка предпринимателю на основании его обращения признаны соответствующими действующему законодательству, в связи с чем не установили оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
Из подпункта 12 пункта 2 указанной статьи ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
На основании статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно правовому подходу, изложенному в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 1-ФЗ без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Указанные положения направлены в том числе на приоритетную поддержку участников программ в сфере развития сельского хозяйства.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 316-ФЗ) Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, вступившей в силу с 01.01.2023.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство, наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 названного Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В силу пункта 2 указанной статьи предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет (пункт 3 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, рассматриваются в порядке их поступления.
Пунктом 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований: 1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Судами установлено, что в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, помимо главы КФХ Береснева В.Н., также обратился глава КФХ Гусев М.А.
Указанные заявления поданы до вступления в силу статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ.
Исходя из наличия нескольких заявок, поступивших в порядке реализации процедуры предоставления в аренду находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, определенной статьей 10 Закона N 101-ФЗ, администрация пришла к выводу о том, что право на заключение договора аренды спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения подлежало выставлению на торги.
Оценив все предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что в отношении испрашиваемого заявителем в аренду без торгов земельного участка также состоялось обращение главы КФХ Гусев М.А., который также претендует на спорный земельный участок без проведения торгов, учитывая, что указанные заявки поданы до вступления в силу Закон N 316-ФЗ, кроме того, наличие заявок о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения от субъектов, имеющих право претендовать на его получение в льготном режиме, проведение публичных торгов на право аренды в рассматриваемом случае является обязательным, при этом заявитель не был лишен возможности участия в торгах за право аренды спорного земельного участка наравне с другими претендентами, суды пришли к законным и обоснованным выводам о правомерности действий администрации по опубликованию извещения и проведению аукциона и отсутствии оснований для квалификации действий в качестве незаконных.
При этом иная трактовка действующего законодательства может привести к нарушению баланса интересов участников сельскохозяйственных отношений, что противоречит основным положениям действующего законодательства о равенстве субъектов, претендующих на предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что оснований для заключения договора аренды с главой КФХ Бересневым В.Н. без процедуры проведения торгов в рассматриваемом случае не имелось.
При таких обстоятельствах выводы судов соответствуют предоставленным в материалы дела документам и подлежащим применению нормам материального права, а также разъяснениям высшей судебной инстанции о порядке их применения, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется, доводы заявителя жалобы о том, что у него имеется преимущественное право на получение испрашиваемого земельного участка без проведения аукциона в соответствии с положениями статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ, подлежат отклонению.
Доводы жалобы о том, что у администрации имелась возможность для проведения аукциона, вместе с тем, заинтересованное лицо не воспользовалось указанным правом до вступления в законную силу Закона N 316-ФЗ, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, мотивированно ими отклонены с учетом наличия в производстве Арбитражного суда Томской области спора относительно истребуемого земельного участка (дело N А67-8666/2023).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа отклоняется довод заявителя жалобы о том, что судами неверно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права, поскольку данный довод основан на неверном толковании заявителем жалобы норм права.
Судом отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что судами не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
В обжалуемых решении и постановлении суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в статьях 170, 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они отказывают в удовлетворении заявленных требований, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.10.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 19.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5979/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, установив, что наличие нескольких заявлений от других фермерских хозяйств обязывает администрацию проводить аукцион. Суд признал действия администрации законными и соответствующими нормам земельного законодательства, отметив, что заявитель не имел преимущественного права на получение участка без торгов.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2024 г. N Ф04-1679/24 по делу N А67-5979/2023