г. Тюмень |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А75-22846/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации города Сургута на решение от 22.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 12.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-22846/2022 (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Седьмой квартал" (определением суда от 31.01.2023 произведена процессуальная замена на общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "23 Квартал"; 628011, город Ханты-Мансийск, улица Гагарина, дом 118/1, квартира 3, ОГРН 1198617005157, ИНН 8601068230) к Администрации города Сургута (628408, город Сургут, улица Энгельса, 8, ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249), Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628006, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 5, офис 325, ОГРН 1028600516053, ИНН 8601009620), Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 18, ОГРН 1138601000845, ИНН 8601049397), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сургута (628404, город Сургут, улица Восход, 4, ОГРН 1028600619750, ИНН 8602003130) о внесении изменений в соглашение о предоставлении из бюджета города субсидии, взыскании субсидии.
В судебном заседании до перерыва приняла участие представитель Администрации города Сургута - Кушниренко Е.Н. по доверенности от 29.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "23 Квартал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Администрации города Сургута (далее - администрация), Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент финансов ХМАО-Югры), Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент строительства ХМАО-Югры), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сургута (далее - Департамент архитектуры) с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковыми требованиями:
1. Внести в заключенное между администрацией и обществом (правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Седьмой квартал"; далее - ООО "Седьмой квартал") соглашение о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры от 09.10.2020 N 3 (далее - соглашение) следующие изменения:
1.1. Изложить и читать пункт 2.2: "Размер Субсидии, предоставляемой из бюджета города, составляет 8 176 866,39 руб., в том числе:";
1.2. Изложить и читать пункт 2.2.1: "За счет средств местного бюджета 899 455,30 руб.";
1.3. Изложить и читать пункт 2.2.2: "За счет межбюджетных трансферов 7 277 411,09 руб.";
1.4. Изложить и читать в приложении N 1 таблицы: под столбцом с наименованием "Стоимость строительства (руб.)" сумму в ячейке: "8 259 461,00"; под столбцом с наименованием "Сумма возмещения затрат в 2019 год (руб.)" сумму в ячейке: "8 176 866,39".
2. Обязать администрацию направить в Департамент финансов ХМАО-Югры и Департамент строительства ХМАО-Югры заявку на перечисление субсидии в размере 7 277 411,09 руб. и документы: а) копию протокола итогов отбора застройщиков (инвесторов); б) копию решения о предоставлении субсидии застройщику (инвестору) на возмещение части затрат по строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (постановление или распоряжение администрации муниципального образования или приказ органа местного самоуправления); в) копию договоров развития застроенных территорий или комплексного освоения территории или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья. Копию проекта планировки территории в формате PortableDocumentFormat (PDF) и копию документа об утверждении проекта планировки; г) копию акта приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность; д) копию соглашения между застройщиком (инвестором) и муниципальным образованием об оказании поддержки; е) копию разрешения на ввод в эксплуатацию систем инженерной инфраструктуры (за исключением, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство); ж) информацию по проекту освоения территории по форме, согласно приложению 7 к соглашению о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета автономного округа от 10.02.2022 N 2-СС/2020; з) копию письма в адрес Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о направлении копии договоров развития застроенных территорий, комплексного освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в соответствии с которыми запланировано предоставление субсидии застройщикам (инвесторам) (при необходимости).
3. Возложить на Департамент финансов ХМАО-Югры и Департамент строительства ХМАО-Югры солидарную обязанность перечислить в бюджет муниципального образования городской округ город Сургут субсидию в размере 7 277 411,09 руб.
4. Взыскать с администрации и Департамента архитектуры солидарно в пользу общества 7 277 411,09 руб. в качестве выплаты субсидии и уплаченную государственную пошлину 65 386 руб.
Решением от 22.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично; с администрации в пользу общества взыскано 7 277 411,09 руб. субсидии по соглашению, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 59 386 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды ошибочно определили администрацию в качестве обязанной стороны по соглашению; Департамент архитектуры выступает стороной соглашения, является самостоятельным юридическим лицом; в нарушение положений статьи 8 АПК РФ обязательство по выплате субсидии возложено на одного из ответчиков - администрацию.
Общество и Департамент строительства ХМАО-Югры в отзывах на кассационную жалобу ссылаются на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Поскольку доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии администрации с обжалуемыми судебными актами в части взыскания с нее в пользу общества 7 277 411,09 руб. субсидии по соглашению, суд округа согласно части 1 статьи 286 АПК РФ проверяет состоявшиеся судебные акты в этой части.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам отбора инвестиционных проектов в целях предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры 09.10.2020 администрация заключила с ООО "Седьмой квартал" соглашение о предоставлении из бюджета города Сургута субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
По условиям соглашения ООО "Седьмой квартал" предоставляется из бюджета города субсидия в целях стимулирования реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и проекта развития территории в рамках реализации муниципальной программы, подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы "Развитие жилищной сферы" (пункт 1.1 соглашения); размер субсидии составляет 12 950 120,70 руб., в том числе: за счет средств местного бюджета обеспечивается 1 424 513,28 руб., за счет межбюджетных трансфертов - 11 525 607,42 руб. (пункт 2.2 соглашения).
В соответствии с протоколом заседания рабочей комиссии по отбору инвестиционных проектов в целях предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры администрации, соглашением и представленным документам на получение субсидии ООО "Седьмой квартал" возмещается 12 950 120,70 руб., что составляет 99% от стоимости строительства сетей теплоснабжения к жилым домам N 15 и N 17 по улице Ивана Захарова города Сургута, введенных в эксплуатацию, соответственно, согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию от 27.03.2019 N 86-ru86310000-21-2019 (стоимость сетей 5 368 650,70 руб.) и от 14.11.2019 N 86-ru86310000-66-2019 (стоимость сетей 8 259 461 руб.).
Стоимость сетей теплоснабжения отражена в договоре о безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность от 01.09.2020 N 01-12-499/0, заключенном между администрацией и ООО "Седьмой квартал".
Администрация выплатила ООО "Седьмой квартал" субсидию из местного бюджета в размере 1 424 513,28 руб. платежным поручением от 23.10.2020 N 221101.
В адрес Департамента строительства ХМАО-Югры администрация письмами от 21.10.2020 N 02-02-8263/0 и от 22.10.2020 N 02-02-8311/0 направила материалы в отношении ООО "Седьмой квартал" для предоставления 11 525 607,42 руб. субсидии из бюджета автономного округа.
Письмом от 03.12.2020 N 34-Исх-10104 Департамент строительства ХМАО - Югры отказал в согласовании заявки.
Письмом от 24.12.2020 N 02-02-10538/0 администрация направила в адрес ООО "Седьмой квартал" проект соглашения о расторжении соглашения и уведомление о необходимости возврата 1 424 513,28 руб.
ООО "Седьмой квартал" письмом от 29.01.2021 N 104/1-Д отказало в расторжении соглашения.
Решением от 28.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-5081/2021 в иске администрации к ООО "Седьмой квартал" о расторжении соглашения, о взыскании 1 424 513,28 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.
Постановлением от 14.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением от 14.07.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, решение суда первой инстанции по делу N А75-5081/2021 изменено, с ООО "Седьмой квартал" в пользу администрации взыскана часть выплаченной по соглашению субсидии из местного бюджета в размере 525 057,98 руб. в связи с нарушением порядка, цели и условия предоставления субсидии (субсидия выдается в отношении систем инженерной инфраструктуры, завершенных строительством не ранее 01.07.2019, тогда как сети теплоснабжения к жилому дому N 15 по улице Ивана Захарова города Сургута введены в эксплуатацию 27.03.2019).
ООО "Седьмой квартал" исполнило решение по делу N А75-5081/2021.
Получив 899 455,30 руб. субсидии, ООО "Седьмой квартал" предложило администрации изменить соглашение и выплатить оставшуюся часть субсидии (7 277 411,09 руб.).
С письмом о выделении указанной суммы субсидии ООО "Седьмой квартал" обратилось также в Департамент строительства ХМАО-Югры.
Оставление требований о внесении изменений в соглашение и выплате оставшейся суммы субсидии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "Седьмой квартал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование в части взыскания с администрации в пользу общества 7 277 411,09 руб. субсидии (применительно к кассационной жалобе), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что администрация как обязанная сторона по соглашению должна надлежащим образом исполнить возложенную на нее обязанность.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
В то же время заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
Данная правовая позиция изложена Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 01.02.2018 N 305-КГ17-16017, от 21.02.2017 N 305-КГ16-14941, от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8, абзаца восьмого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, полагающее, что отказ публично-правового образования от исполнения договора и решения о предоставлении субсидии является произвольным и нарушает его права, вправе использовать гражданско-правовые способы защиты - требовать присуждения в его пользу денежных средств в размере выделенной, но не перечисленной субсидии.
В период подписания соглашения действовал утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" Порядок предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области градостроительной деятельности, строительства и жилищных отношений (утратил силу 01.01.2022).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" администрация постановлением от 20.11.2019 N 8682 утвердила Порядок предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству систем инженерной инфраструктуры, согласно пункту 2 которого субсидия предоставляется в целях стимулирования реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и проекта развития территории, в рамках реализации муниципальной программы, подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы "Развитие жилищной сферы".
Судами не установлены обстоятельства, которые бы свидетельствовали о нарушении порядка отбора хозяйствующих субъектов для получения субсидии. Напротив, постановлением администрации от 25.09.2020 N 6722 "Об утверждении перечня получателей субсидии и объема предоставляемой субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры" общество признано соответствующим критериям отбора получателей субсидий, с ним заключено соглашение о предоставлении субсидии в конкретном размере и частично выплачена субсидия.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае администрация не оспаривает правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций о праве общества на взыскание оставшейся части субсидии (7 277 411,09 руб.) в рамках соглашения (данное обстоятельство подтверждено представителем администрации в судебном заседании суда округа). Администрация полагает, что не является стороной соглашения и, как следствие, обязанным лицом по указанному соглашению; обязанность по уплате оставшейся суммы субсидии должна быть возложена на региональные органы власти.
Вопреки доводам администрации суды верно сочли, что обязанной стороной в рамках рассматриваемого соглашения является администрация.
При этом суды обоснованно приняли во внимание, что Департамент архитектуры является структурным подразделением администрации (пункт 1 Перечня структурных подразделений администрации города, утвержденного решением Думы города Сургута от 01.03.2011 N 862-IV ДГ "О структуре администрации города"); в соответствии с преамбулой соглашения стороной соглашения является администрация, действующая от имени муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; возведенные объекты переданы обществом в собственность муниципального образования, от имени которого действует администрация.
Суд округа считает также необходимым отметить, что именно администрация как сторона соглашения обращалась в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении соглашения, рассмотренным в рамках дела N А75-5081/2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и в этой части иска ей было отказано.
Применительно к установленным обстоятельствам нижестоящие суды правомерно взыскали с администрации в пользу общества оставшуюся часть субсидии в размере 7 277 411,09 руб.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 12.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-22846/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания с администрации оставшейся части субсидии на возмещение затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры, установив, что администрация является обязанной стороной по соглашению. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба администрации отклонена.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2024 г. N Ф04-1452/24 по делу N А75-22846/2022