г. Тюмень |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А81-7803/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Консьержъ" на решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 16.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-7803/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Консьержъ" (629736, город Надым, улица Комсомольская, дом 8, этаж 1, офис 22А, ИНН 8903032590, ОГРН 1128903001325) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629007, город Салехард, улица К.Маркса, дом 11, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Консьержъ" (далее - общество, ООО "УК "Консьержъ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предостережения Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) от 17.05.2023 N 34 (77-ОД)-2023/НАД.
Решением от 15.11.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УК "Консьержъ" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что в оспариваемом предостережении отсутствуют конкретные вопросы повестки дня общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; ни действующим законодательством, ни договором управления на управляющую компанию не возложена обязанность по организации повторного общего собрания для принятия решения по вопросам содержания общего имущества и обеспечения доступности для инвалидов; вывод платформ из эксплуатации являлся вынужденной мерой и обусловлен требованиями безопасности; демонтаж подъемных платформ привел к уменьшению размера платы за содержание общего имущества собственников многоквартирного дома; условия договора управления многоквартирным домом фактически не изменены; оснований для выдачи предостережения не имелось, поскольку общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по тем же фактам.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "Консьерж" на основании лицензии от 29.04.2015 N 089-000081, протокола общего собрания собственников многоквартирного дома от 26.04.2019 N 1 и договора управления от 26.04.2019 N 03-2019 осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: 629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, микрорайон Олимпийский, дом 3 (далее - многоквартирный дом).
Департаментом на основании решения от 13.03.2023 N 77 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований частей 2 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 29 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пункта 3.13 СП 59.13330.2020. Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр (не принятие решений по соблюдению требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах, изменение условий договора управления без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).
По результатам проверки составлен акт от 27.03.2023 N 77 и вынесено предостережение от 17.05.2023 N 34(77-ОД)-2023/НАД, в соответствии с которым обществу предложено: созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решений по вопросам: а) содержания общего имущества с целью обеспечения доступности для инвалидов помещений в многоквартирном доме; б) изменение условий договора управления многоквартирным домом в части внесения изменений в перечень работ и услуг путем заключения сторонами договора дополнительного соглашения; должным образом организовать, провести и оформить результаты собрания по вопросам повестки дня собрания.
Не согласившись с указанным предостережением, ООО "УК "Консьержъ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для вынесения оспариваемого предостережения и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение (пункт 4 части 1).
Частями 1 и 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Закон N 181-ФЗ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 1, подпунктом "д" пункта 2 Правил N 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в").
Пунктом 29 Минимального перечня установлена обязанность управляющей организации по проверке состояния и при необходимости выполнению работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 договора управления ООО "УК "Консьержъ" обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания пользователей помещений, путем оказания услуг по управлению многоквартирным домом, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемых управляющей организацией, приведен в приложениях N 2 и N 3 к договору. Приложением N 1 к договору управления определен состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в который включены подъемные платформы для инвалидов в количестве 6 штук. Приложением N 2 к договору управления в перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома включены работы по содержанию и ремонту лифтов и подъемников для инвалидов.
В силу пункта 8.2 договора управления все изменения и дополнения должны быть оформлены дополнительным соглашением, составленным в письменной форме и подписанным сторонами.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 45 ЖК РФ).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что многоквартирный дом, управление которым осуществляет общество, в целях обеспечения доступности для маломобильных групп населения был оснащен подъемными платформами для использования инвалидами-колясочниками, которые введены в эксплуатацию 28.12.2015; 25.12.2020 ООО "УК Консьержъ" вывело подъемные платформы для инвалидов из эксплуатации в связи с истечением 5-летнего срока использования; после вывода платформ из эксплуатации обществом произведено уменьшение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома; с 18.12.2021 по 18.03.2022 по инициативе общества проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включены среди прочих вопросы о замене за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме подъемных платформ в связи с истечением срока их безопасной эксплуатации и отсутствием возможности для модернизации, об утверждении стоимости такой замены; согласно протоколу от 28.03.2022 N 1 решения по поставленным в повестке дня собрания вопросам не приняты в связи с отсутствием кворума; решения по дальнейшему содержанию подъемных платформ и изменению условий договора многоквартирным домом не принято.
Отклоняя доводы общества о том, что им предприняты исчерпывающие меры, направленные на разрешение вопроса о замене подъемных платформ за счет средств собственников, суды обоснованно отметили, что с даты проведения предыдущего собрания (28.03.2022) и до даты выдачи оспариваемого предостережения (17.05.2023) прошло более года, при этом как каких-либо действий для осуществления мероприятий по замене имущества, предназначенного для обеспечения условий доступности инвалидам помещений многоквартирного дома, внесения изменений в договор управления многоквартирным домом не произведено, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Вопреки позиции общества привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не исключает возможность выдачи предостережения как меры, направленной исключительно на профилактику нарушений обязательных требований.
Нарушение установленного пунктом 3 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166, срока вынесения и направления оспариваемого предостережения в адрес общества не влечет признание его недействительным.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ООО "УК Консьержъ" требования, поскольку оспариваемое предостережение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 16.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-7803/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительным предостережения, выданного контролирующим органом, об обязательности проведения общего собрания собственников для решения вопросов обеспечения доступности помещений для инвалидов. Суды установили наличие правовых оснований для предостережения и отсутствие нарушений прав управляющей компании, поскольку она не предприняла необходимых действий для замены оборудования, предназначенного для инвалидов.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2024 г. N Ф04-1903/24 по делу N А81-7803/2023