г. Тюмень |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А03-8756/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края на решение от 28.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 14.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-8756/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр жилищно-коммунального развития" (656058, Алтайский край, город Барнаул, улица Попова, дом 151, ИНН 2222049138, ОГРН 1052201964341) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070) о признании недействительным предписания от 07.04.2023 N 06-01-04/ЛК/33.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Центр жилищно-коммунального развития" - Кисанов Е.Ю. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр жилищно-коммунального развития" (далее - общество, ООО "ЦЖКР") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее -инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 07.04.2023 N 06-01-04/ЛК/33 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 28.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 14.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; наличие в договоре управления условия об индексации тарифа на содержание и ремонт общего имущества не свидетельствует о возможности проведения такой индексации в отсутствие решения собрания собственников помещений; условия договора управления, устанавливающие порядок изменения размера платы посредством индексации, не являются в достаточной степени конкретными; индексация проведена обществом неверно.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения собственника помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, дом 273 (далее - МКД), содержащего информацию о неправомерном увеличении ООО "ЦЖКР" установленного тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, административным органом в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка (решение от 06.04.2023 N 06-01-01/ЛК/33), в ходе которой выявлены факты нарушения требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки инспекцией 07.04.2023 составлен акт и выдано предписание, согласно которому ООО "ЦЖКР" надлежало в срок до 07.06.2023 произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с тарифом, установленным протоколом от 31.12.2015.
Не согласившись с предписанием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677, управляющая компания вправе изменять размер платы за содержание жилья, если порядок индексации и изменения такой платы определен в договоре управления МКД; по сути это и есть решение общего собрания о порядке изменения такой платы; договорные условия об индексации допустимы, только если для изменения платы применяются официальные данные об уровне инфляции.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что общим собранием собственников помещений в МКД приняты решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "ЦЖКР" и об утверждении тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 9,48 руб./м2 (протокол от 31.12.2015); 31.12.2015 между собственниками помещений в МКД и ООО "ЦЖКР" заключен договор управления многоквартирным домом N ПТ273у/2016 (далее - договор от 31.12.2015); пунктом 3.4 указанного договора управляющей организации предоставлено право на ежегодную индексацию платы за управление, содержание и текущий ремонт МКД на уровень инфляции, утверждаемый уполномоченным государственным органом; до 2022 года общество указанным правом не пользовалось; в 2022 году тариф был проиндексирован на 8,4% и составил 10,28 руб./м2, в 2023 году - на 11,94 % и составил 11,51 руб./м2, что соответствовало индексу роста потребительских цен по данным Федеральной службы государственной статистики, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Вопреки позиции инспекции поскольку показатели инфляции отражают темп прироста потребительских цен к соответствующему месяцу предыдущего года и иное не согласовано сторонами в договоре от 31.12.2015 при последовательной (ежегодной) индексации применению подлежит тариф, проиндексированный в предыдущем периоде.
Довод административного органа о недостаточной ясности условий договора управления был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, ему дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд округа соглашается с доводом подателя жалобы об ошибочности вывода суда апелляционной инстанции об отсутствии в настоящем случае необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Соответствующий порядок для субъектов экономической деятельности, оспаривающих ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, состоит в исчерпании такими лицами административных средств защиты - в обжаловании в установленном порядке оспариваемого акта, решения, действий (бездействия), если в соответствии с федеральным законом реализация права на обжалование является условием для последующего обращения в суд (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" (далее - Постановление N 18).
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в настоящем случае обществом не был соблюден предусмотренный статьей 39 Закона N 248-ФЗ порядок досудебного урегулирования спора; как следует из пояснений общества при попытке сформировать жалобу с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг у него возникли технические проблемы (невозможно найти номер проверки в связи с чем невозможно пройти к заполнению самой жалобы).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Целью досудебного урегулирования, то есть деятельности сторон спора до обращения в суд, осуществляемой, в частности, посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке, является мирное разрешение спора (пункт 1 Постановления N 18).
В рассматриваемом случае намерение к мирному урегулированию спора со стороны инспекции не усматривается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8756/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании недействительным предписания инспекции о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, указав на отсутствие правовых оснований для его выдачи. Суд установил, что управляющая организация действовала в рамках договора, а также соблюдала порядок индексации тарифов, что исключает необходимость досудебного урегулирования спора.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2024 г. N Ф04-1936/24 по делу N А03-8756/2023