г. Тюмень |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А46-14989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" на решение от 04.12.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 06.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-14989/2023 по заявлению казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" (644099, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 5, ИНН 5503169309, ОГРН 1165543091977) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12 А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительным решения от 29.05.2023 в части.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Витковице Рус" (115054, Московская область, город Москва, Озерковская набережная, дом 50, строение 1, этаж 4, помещение I, комната 31, офис N 407, ИНН 7714930847, ОГРН 1147746298435); бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" (644510, Омская область, Омский район, село Красноярка, улица Боровая, дом 1, ИНН 5528004517, ОГРН 1025501864740); бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" (646024, Омская область, Исилькульский район, город Исилькуль, улица Тельмана, дом 167, ИНН 5514002848, ОГРН 1025501578882); общество с ограниченной ответственностью "Пневмоприбор" (142605, Московская область, поселок Пригородный, дом 44, ИНН 5034009106, ОГРН 1035007004163).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Миняева А.О. по доверенности от 15.01.2024;
от казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" - Колотилова Е.А. по доверенности от 25.03.2024.
Суд установил:
казенное учреждение Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 29.05.2023 N 055/06/106-609/2023 в части признания в действиях учреждения и комиссии по осуществлению закупок нарушения части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Витковице Рус" (далее - ООО "Витковице Рус"), бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница", бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" (далее - заказчики); удовлетворено ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Пневмоприбор" (далее - ООО "Пневмоприбор") о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 04.12.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 06.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, оснований для отклонения заявки ООО "Пневмоприбор" не имелось; регистрационное удостоверение от 08.06.2023 N ФСЗ 2009/03551 не учитывалось комиссией учреждения при рассмотрении заявки ООО "Пневмоприбор".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, возражениях на отзыв и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 04.05.2023 учреждением в интересах заказчиков в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0852500000123001297 о проведении электронного аукциона на поставку кислородного ингалятора (реестровый номер 231394).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.05.2023 на участие в закупке подано три заявки; победителем аукциона признано ООО "Пневмоприбор".
ООО "Витковице Рус" (участник закупки) обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия комиссии учреждения при проведении названной закупки.
Решением управления от 29.05.2023 N 055/06/106-609/2023 данная жалоба признана необоснованной (пункт 1); аукционная комиссия и учреждение - нарушившими требования части 12 статьи 48, пункта 5 статьи 49 Закона о контрактной системе (пункт 2); указано на выдачу учреждению, оператору электронной площадки предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 3).
Не согласившись с пунктом 2 решения управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения решения в оспариваемой учреждением части.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно положениям статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 названного Закона (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона (подпункт "а" пункта 1 части 5).
Так, в силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных названным Законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с названным Законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 названного Закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В настоящем случае рамках спорной закупки к приобретению планировались медицинские изделия - кислородные ингаляторы, при этом в комплект поставки должны были входить лицевые маски анестезиологические для взрослых и детей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено названным Законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (часть 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416), документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом (пункт).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 56 Правил N 1416, в регистрационном удостоверении указывается наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая и эксплуатационная документации производителя (пункт 10 Правил N 1416).
При этом техническая документация производителя (изготовителя) представляет собой документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения; эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении (пункт 4 Правил N 1416).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в заявке ООО "Пневмоприбор" содержалось предложение о поставке кислородных ингаляторов; в качестве документов, подтверждающих соответствие товаров установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям, участник закупки представил регистрационное удостоверение от 24.03.2023 N ФСР 2009/06202 на медицинское изделие "Ингалятор кислородный КИ-11 по ТУ ППТД.2933.001ТУ", выданное самому участнику закупки; данное регистрационное удостоверение информации о принадлежностях, необходимых для применения медицинского изделия по назначению, не содержало; согласно подпункту 1.3.1 пункта 1.3 руководства по эксплуатации указанного медицинского изделия, размещенному на официальном сайте органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения), в состав ингалятора кислородного КИ-11 в том числе включены: маска для комплектации аппаратов ИВЛ и анестезиологических аппаратов тип Б2-145 и маска для комплектации аппаратов ИВЛ и анестезиологических аппаратов тип Б2-125, производимые по ТУ 3-2257-90, которому соответствует медицинское изделие "Маски лицевые полимерные" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 03.12.2007 N ФСР 2007/01323); ООО "Пневмоприбор" при подаче заявки на участие в закупке регистрационное удостоверение на данные маски приложено не было; руководство по эксплуатации медицинского изделия "Ингалятор кислородный КИ-11 по ТУ ППТД.2933.001ТУ" не содержит сведений, позволяющих определить, каким образом маркируются маски для взрослых и для детей, а также какой тип маски относится к маскам для взрослых, а какой - к маскам для детей.
Кроме того, заявка ООО "Пневмоприбор" содержала регистрационное удостоверение от 08.06.2023 N ФСР 2009/03551 на медицинское изделие "Устройства и дыхательные системы для наркозно-дыхательных аппаратов, аэрозольной и кислородной терапии", выданное "Интерседжикал Лтд.", Великобритания, при этом эксплуатационная документация на медицинское изделие "Ингалятор кислородный КИ-11 по ТУ ППТД.2933.001ТУ" информации о комплектации его такими масками не содержит, информация о совместном применении данных медицинских изделий на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения отсутствует.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа об отсутствии у комиссии учреждения оснований для признания заявки ООО "Пневмоприбор" соответствующей требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.12.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14989/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу учреждения, признав правомерным решение антимонопольного органа о нарушении законодательства в сфере закупок. Установлено, что заявка участника не соответствовала требованиям извещения, так как не содержала необходимых документов, подтверждающих соответствие медицинских изделий установленным требованиям. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2024 г. N Ф04-2151/24 по делу N А46-14989/2023