г. Тюмень |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А70-17927/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промантикоринвест" на решение от 31.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 10.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Шиндлер Н.А.) по делу N А70-17927/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промантикоринвест" (625026, Тюменская область, город Тюмень, улица Таймырская, дом 72, офис 206, ОГРН 1177232013221, ИНН 7203418149) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) об оспаривании постановления от 04.08.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промантикоринвест" (далее - общество, ООО "Промантикоринвест") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 31.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично; оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 25 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, соглашение от 20.03.2022 было представлено обществом в материалы антимонопольного дела; сведения о наличии родственных связей, трудовых отношений сотрудников общества с сотрудниками общества с ограниченной ответственность "Сибирьинвест" (далее - ООО "Сибирьинвест") относятся к персональным данным и не могут быть запрошены антимонопольным органом; договор купли-продажи 2019 года, договор подряда от 09.01.2020, договоры займа от 25.10.2021, от 13.12.2021 фактически не заключались и сведения о данных документах не могли быть представлены обществом по запросу управления; срок давности истребования сведений относительно закупок, состоявшихся в 2018 году, истек.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и возражениях на отзыв, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении ООО "Промантикоринвест" к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ послужил факт невыполнения в установленный срок требований антимонопольного органа о представлении документов и информации, поименованных в запросе от 11.10.2022, а также в определении от 18.05.2023.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) относит к функциям антимонопольного органа в том числе обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства и принятие мер по их прекращению (статья 22). Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства предполагает необходимость получения антимонопольным органом документов и информации.
В связи с этим для выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, осуществления контроля за экономической концентрацией названный закон наделяет антимонопольный орган рядом полномочий, в частности, правом направления субъектам экономической деятельности предписаний с запросами о представлении необходимых документов и информации (пункт 11 части 1 статьи 23, часть 6 статьи 44, часть 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции праву антимонопольного органа на получение информации корреспондирует обязанность указанных лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в соответствии с запросом от 11.10.2022 управления обществу было необходимо представить документы и сведения, в том числе все договоры (действующие, расторгнутые), заключенные с ООО "Сибирьинвест" за период с 2019 года по дату запроса с приложением документов, подтверждающих исполнение обязательств по этим договорам, указанием основания заключения этих договоров; сведения обо всех взаимосвязях с вышеуказанным обществом, а также с лицами, в отношении которых должностными лицами ООО "Сибирьинвест" установлен контроль за деятельностью.
В ответ на указанный запрос общество указало, что между ООО "Сибирьинвест" и ООО "Промантикоринвест" в период с 2019 по 2021 были заключены договоры на выполнение работ и оказание услуг, никаких иных взаимосвязей, кроме данных договоров, между данными организациями не имеется. Между тем, управление установило, что между указанными юридическими лицами заключено соглашение от 20.03.2022 о взаимодействии в области аттестации специалистов по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сроком на пять лет, а было заключено несколько иных договоров. Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 072/01/11-625/2022 антимонопольным органом установлено наличие родственных связей между сотрудниками ООО "Промантикоринвест" и ООО "Сибирьинвест" и то, что некоторые работники осуществляли свою трудовую деятельность в обеих организациях.
В соответствии с определением от 18.05.2023 обществу было необходимо представить в том числе письменные объяснения о причинах незначительной разницы в подаче заявок от ООО "Сибирьинвест" и от ООО "Промантикоринвест" на участие в закупках N N SBR043-1809280139, 31806509816. В составе поступившей 09.06.2023 от общества информации соответствующие пояснения отсутствовали.
Поскольку ООО "Промантикоринвест" не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства и наличие объективных препятствий для выполнения требования антимонопольного органа, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Судами не установлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, снизил размер назначенного управлением административного штрафа до 25 000 руб.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, исходя из толкования положений Закона о защите конкуренции, а также учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 20.11.2014 N 2634-О, от 28.09.2021N 1682-О, антимонопольный орган как лицо, наделенное полномочиями в рамках проводимых им контрольных мероприятий в связи с рассмотрением заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, имеет право запрашивать у хозяйствующих субъектов любую информацию, необходимую для осуществления возложенных на него задач и функций, при условии того, что такое требование о представлении сведений будет являться мотивированным. Поскольку в рассматриваемом случае запросы управления являлись мотивированными, содержали конкретный перечень информации, подлежащей направлению, на общество в силу действующего законодательства возлагалась обязанность по предоставлению запрошенных сведений.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-17927/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление документов в антимонопольный орган, снизив размер штрафа с 50 000 до 25 000 рублей. Общество не смогло доказать наличие объективных препятствий для выполнения требований антимонопольного органа, а также обоснованность своих доводов о малозначительности правонарушения. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2024 г. N Ф04-1338/24 по делу N А70-17927/2023