город Тюмень |
|
28 июня 2024 г. |
Дело N А46-11791/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Сергеевой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Омич" на решение от 02.11.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Ляпустина Н.С.) и постановление от 29.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.) по делу N А46-11791/2022 по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, дом 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Омич" (644103, Омская область, город Омск, улица Бориса Катышева, дом 25, ОГРН 1145543017070, ИНН 5507247075) о взыскании задолженности и пени.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент имущественных отношений администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003), муниципальное предприятие города Омска "Центр недвижимости, дизайна и рекламы" (ОГРН 1025501179307, ИНН 5505002030).
Суд установил:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - водоканал, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Омич" (далее - общество, ответчик) о взыскании 22 495,14 руб. задолженности за коммунальные ресурсы за период с января по апрель 2022 года, 3 740,22 руб. пени за период с 16.02.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 20.04.2023 с продолжением начисления с 21.04.2023 по день фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент), муниципальное предприятие города Омска "Центр недвижимости, дизайна и рекламы" (далее - предприятие).
Решением от 02.11.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на недобросовестное поведение водоканала, обратившегося к ответчику с иском о понуждении к заключению единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 45510 в рамках дела N А46-7076/2022, но в дальнейшем отказавшегося от иска, что привело к фактическому неподписанию договора, на который, тем не менее, истец ссылается; отсутствие у общества обязанности по оплате коммунального ресурса в связи с нахождением собственников помещений на прямых договорах с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО) на основании принятого ими до избрания ответчика управляющей организацией решения, не измененного после приобретения обществом соответствующего статуса; РСО не обоснован объем предъявленного к оплате ресурса в отношении жилых помещений многоквартирного дома (далее - МКД).
Водоканал в отзыве на кассационную жалобу, приобщенном к материалам дела, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей по правилам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность принятых судебных актов в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в исковом периоде в управлении общества на основании проведенного департаментом открытого конкурса по отбору управляющей организации находился МКД, расположенный по адресу:
город Омск, проспект Карла Маркса, дом 34, корпус А, (далее - спорный МКД), в котором все жилые помещения расположены на третьем этаже, в оставшейся части МКД состоит из нежилых помещений.
Сведения о спорном МКД содержались в реестре лицензий Омской области, как находящемся под управлением общества, с 21.01.2021 по 01.01.2023.
До 01.01.2022 оплату поставленного в спорный МКД ресурса производило предприятие на основании заключенного с водоканалом договора холодного водоснабжения от 19.08.2021 N 05710000 (далее - договор от 19.08.2021), объем поставленной холодной воды фиксировался прибором учета (далее - ОДПУ) холодной воды, установленным в подвале дома, при этом на третьем этаже указанного дома имеются приборы учета (далее - ПУ) холодной воды - СГВ N 21339944 и горячей воды - Экомера N 601042419 (далее - ПУ N 944, 419), фиксирующие объем ресурса, поставленный в жилую часть МКД.
Дополнительным соглашением от 01.01.2022 в договор от 19.08.2021 его сторонами внесены изменения, согласно которым из объема начислений предприятию исключено потребление ресурса жилыми помещениями спорного МКД, расположенными на 3 этаже, как не переданные предприятию в хозяйственное ведение, находящиеся в собственности физических лиц.
Водоканал в период с января по апрель 2022 года (исковой период) поставил в спорный МКД холодную воду и оказал услуги водоотведения, произвел расчет переданного в жилую часть МКД ресурса по показаниям ПУ N 419, 944, рассчитал его стоимость в размере 22 495,14 руб. и предъявил к оплате обществу.
В связи с тем, что оплата поставленного ресурса обществом не произведена, водоканал, предварительно направив в его адрес претензию о погашении задолженности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования водоканала, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 332, 401, 539, 544, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 155, 157, 161, 162, 192, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 14, 31, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", исходил из наличия у ответчика статуса управляющей организации, его обязанности оплатить поставленный ресурс, объем которого определен приборным способом, наличия у последнего задолженности, дающей водоканалу право на ее взыскание, правомерности привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение денежного обязательства.
Апелляционный суд такие выводы суда первой инстанции признал обоснованными, оставив решение без изменения.
Поддерживая выводы судов о наличии общества обязанности по оплате водоканалу поставленной в МКД воды и оказанных услуг по приемке сточных вод, суд округа отмечает, что доводы кассационной жалобы в указанной части основаны на неправильном понимании заявителем существа законодательного регулирования.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Если подача абоненту через присоединенную сеть электроэнергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с частями 2, 12, 15 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктом 13 Правил N 354 с момента выбора способа управления МКД путем заключения договора с управляющей организацией, создания товарищества собственников жилья, жилищного кооператива либо иного специализированного потребительского кооператива последние становятся исполнителями коммунальных услуг и обязаны заключить с РСО договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации) как с целью предоставления коммунальной услуги собственникам помещений, так и с целью содержания общего имущества (далее - СОИ). РСО в таких случаях осуществляет лишь поставку коммунального ресурса в МКД (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797).
Иные отношения РСО с собственниками помещений, расположенных в МКД, являются одной из форм расчетов между управляющей организацией (товариществом, кооперативом) и РСО, не влекут возникновения у последней статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, не освобождают управляющую организацию (товарищество, кооператив) от исполнения обязанности по оплате РСО ресурсов, в том числе переданных для индивидуального потребления собственникам (пользователям) помещений в МКД (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ, статья 313 ГК РФ).
Исключения из этого общего правила установлены подпунктами "д", "ж" пункта 17 Правил N 354, пунктом 1 части 1 статьи 157.2, частью 17 статьи 161 ЖК РФ,
В первом случае (подпункт "д" пункта 17 Правил N 354), когда собственниками и пользователями помещений в МКД при принятии решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации, исполнителем коммунальных услуг является РСО и управляющая организация приобретает у последней в интересах собственников помещений МКД только ресурс на СОИ.
Второе исключение (часть 17 статьи 161 ЖК РФ) из общего правила касается так называемой временной управляющей организации, определяемой решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
В силу прямого указания части 17 статьи 161 ЖК РФ временная управляющая организация осуществляет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в МКД способа управления МКД или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления МКД временной управляющей организацией также осуществляется РСО, а временная управляющая организация в соответствии с подпунктом "а" пункта 31(1) Правил N 354 обязана заключить с РСО лишь договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях СОИ в МКД.
Третье исключение (пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, подпункт "ж" пункта 17 Правил N 354) касается случаев принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с РСО при управлении МКД управляющей организацией, товариществом, кооперативом).
Системный анализ вышеуказанных норм ЖК РФ, Правил N 124, 354 позволяет прийти к выводу, что принятое собственниками помещений МКД решение о переходе на прямые договоры с РСО необратимым не является. При принятии собственниками помещений в МКД решения об изменении способа управления МКД (в том числе о смене управляющей организации) ими, как потребителями коммунальной услуги, и лицами, которым принадлежит исключительное право управления МКД, может быть принято как решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшее до принятия решения об изменении способа управления МКД, так и решение о наделении вновь избранной управляющей организации статусом исполнителя.
Таким образом, вопреки ошибочным суждениям заявителя, на управляющих организациях, как выбранных собственниками помещений в МКД (часть 2 статьи 161 ЖК РФ), так и определенных по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления (Правил N 75), лежит обязанность по заключению договора с РСО на поставку всего коммунального ресурса и его оплате, в связи с чем, в отсутствие установленных судами обстоятельств принятия собственниками помещений спорного МКД решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия избрания общества в качестве управляющей организации, либо решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с РСО после наделения общества статусом управляющей организации, именно ответчик является лицом, обязанным оплатить поставленный в жилую часть МКД ресурс за заявленный период.
Между тем при определении объема обязательств ответчика перед истцом судами не учтено следующее.
В соответствии с Правилами N 124 величина такого объема определяется исходя из наличия либо отсутствия в МКД ОДПУ, учитывающего объем поставленного ресурса.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного ОДПУ, определяется на основании показаний указанного ПУ за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются ОДПУ).
При этом по смыслу абзаца восьмого пункта 2 Правил N 354, а также пункта 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр, ОДПУ представляет собой средство измерения, которое устанавливается в МКД при наличии технической возможности и используется для определения количества коммунального ресурса, поданного в такой МКД, обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого собственникам помещений (жилых и нежилых) и для мест общего пользования.
Иными словами, посредством установки ОДПУ должен обеспечиваться полный или исчерпывающий учет всего объема энергоресурса, поставленного в МКД, с одной стороны - исключающий возможность осуществления потребления, не фиксируемого соответствующим средством измерения, а с другой - не допускающий учет потребления, не относящегося к объему обязательств исполнителя коммунальных услуг.
Положения жилищного законодательства в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию как исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами как пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя посредничество управляющей организации.
В свою очередь нормами жилищного законодательства исключается возможность определения объема, подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, нежели на основании показаний регистрирующего фактическое потребление ОДПУ, установленного на внешней границе стены МКД (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) и фиксирующего весь объем зашедшего в дом ресурса (пункт 2 Правил N 354), а при отсутствии ОДПУ - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем, объем обязательств ответчика перед водоканалом определен по показаниями ПУ N 419, 944, установленных на третьем (жилом) этаже спорного МКД, фиксирующих объем ресурса, поданного на этот этаж, который не может быть отнесен к ОДПУ в понятиях пункта 2 Правил N 354. При этом суды констатировали, что в подвале МКД установлен ОДПУ холодной воды, фиксирующий весь объем ресурса, поставляемый в МКД (как в жилые, так и нежилые помещения), то есть фактически подпадающий под понятие ОДПУ.
Вопрос о возможности применения в исковом периоде показаний ОДПУ холодной воды (его соответствие требованиям законодательства) судами не исследовался, справочные расчеты объема обязательств ответчика по оплате ресурса, исчисленного с применением данных ОДПУ, а также исходя из норматива потребления в соответствии с подпунктами "а" "в(3) пункта 21 Правил N 354, от сторон судами не истребовался.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о размере задолженности ответчика перед истцом являются преждевременными, поскольку сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, касающиеся определения объема и стоимости отпущенной в МКД тепловой энергии, подлежащей оплате обществом, и судом апелляционной инстанции данная ошибка не устранена, принимая во внимание, что суд кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не наделен компетенцией по установлению фактических обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении в соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ, исходя из требований статей 71, 168 АПК РФ установить имеющие значение для дела обстоятельства: возможность использования в расчетах показаний ОДПУ в исковом периоде; величину ресурса, подлежащего оплате обществом как управляющей организацией с применением показаний такого ОДПУ с учетом положений подпункта "а" пункта 21 Правил N 124, устанавливающих необходимость исключения из объемов, зафиксированных ОДПУ, величины ресурса, потребленного нежилыми помещениями (индивидуальный объем и приходящийся на них объем потребления на содержание общего имущества); объем ресурса, подлежащего оплате обществом, исходя из норматива потребления коммунальной услуги при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "в(3) пункта 21 Правил N 354. С учетом установленных обстоятельств правильно определить объем обязательств общества перед водоканалом в заявленном к взысканию периоде, по результатам рассмотрения спора вынести законный и обоснованный судебный акт, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11791/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы, указав на неправильное применение норм материального права при определении объема обязательств управляющей организации. Суд постановил направить дело на новое рассмотрение, учитывая необходимость проверки показаний общедомового прибора учета и исключения объемов, потребленных нежилыми помещениями.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2024 г. N Ф04-2423/24 по делу N А46-11791/2022