г. Тюмень |
|
2 июля 2024 г. |
Дело N А03-8938/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Кириченко О.В. рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Администрации города Барнаула Алтайского края на решение от 29.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Энтус О.В.) и постановление от 05.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Апциаури Л.Н., Лопатина Ю.М.) по делу N А03-8938/2023 по заявлению акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (65638, город Барнаул, бульвар Обской, дом 30, ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849) к Администрации города Барнаула Алтайского края (656056, город Барнаул, проспект Ленина, дом 18, ОГРН 1042202280251, ИНН 2225066269) об оспаривании бездействия, об обязании принять меры по постановке участка теплосети на учет в качестве бесхозяйного и определить теплосетевую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного участка теплосети.
Другие лица, участвующие в деле: Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (656043, город Барнаул, улица Гоголя, дом 48, ОГРН 1022201770381, ИНН 2202000060), акционерное общество "Барнаульская генерация" в лице филиала "Барнаульская теплосетевая компания" (656037, город Барнаул, улица Бриллиантовая, дом 2, ОГРН 1122224002317, ИНН 2224152758).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представители:
от акционерного общества "Алтайэнергосбыт" - Алубин В.Е. по доверенности от 31.12.2023, Сорока В.В. по доверенности от 31.12.2023.
от Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула - Подлесных И.А. по доверенности от 22.11.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - общество, АО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Барнаула (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного участка теплосети с кадастровым номером 22:63:020631:90 от ТК-53а/5-УТ (улица Молодежная, дом 1) до внутренней системы отопления здания по адресу: Обской бульвар, дом 30 протяженностью 154 метра (далее - спорная тепловая сеть); об обязании принять меры по постановке спорной тепловой сети на учет в качестве бесхозяйного, определить в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу теплосетевую организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйного участка спорной тепловой сети.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - комитет), акционерное общество "Барнаульская генерация" в лице филиала "Барнаульская теплосетевая компания" (далее - АО "Барнаульская генерация", АО "СГК-Алтай").
Решением от 29.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично; на администрацию возложена обязанность определить в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу теплосетевую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного участка спорной тепловой сети. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что спорная тепловая сеть не отвечает признакам бесхозяйного имущества; спорный участок тепловой сети обеспечивает теплоснабжением только здание по адресу: город Барнаул, Обской бульвар, дом 30, к данному участку сети иных подключений жилых или нежилых зданий не имеется и он не является транзитным; общество своими фактическими действиями проявляло себя как владелец спорного участка сети, несло бремя его содержания, и только после аварийной ситуации на спорном участке инициировало процедуру определения спорной тепловой сети как бесхозяйной.
Позиция администрации поддержана комитетом в отзыве на кассационную жалобу.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
АО "СГК-Алтай" просит изменить резолютивную часть судебных актов.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, АО "Алтайэнергосбыт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:63:020631:13 и нежилого административного здания с кадастровым номером 22:63:020631:55, расположенными по адресу: город Барнаул, Обской бульвар, 30.
Теплоснабжение здания осуществляется через участок теплосети с кадастровым номером 22:63:020631:90 от ТК-53а/5-УТ (улица Молодежная, 1) до внутренней системы отопления здания по адресу: Обской бульвар, 30, протяженностью 154 метра.
Письмом от 31.01.2023 N АЭС/01/57 общество уведомило администрацию о выявлении бесхозяйных тепловых сетей и предложило принять их на учет.
Администрация письмом от 03.03.2023 N 200/21 отв-767 сообщила об отсутствии возможности принятия на учет участка тепловой сети в связи с отсутствием подключения к ним социально-значимых объектов.
Общество направило в адрес администрации письмо от 22.03.2023 N АЭС/01/171, в котором указало, что действующим законодательством указанного выше основания для отказа в постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного не предусмотрено.
Совместным осмотром, оформленным актом, установлено, что тепловая сеть подлежит ремонту, принятие ее в муниципальную собственность нецелесообразно.
Полагая, что участок данной тепловой сети является бесхозяйным, действия администрации не соответствует действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, АО "Алтайэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действия по обязанию совершить действия по определению теплосетевой организации не противоречат действующему законодательству, а иные действия администрацией совершены в ходе рассмотрения спора.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
В соответствии частью 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2023 N П/0086, далее - Порядок N П/0086).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N П/0086 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с ГК РФ, исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 ГК РФ.
Как следует из статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка оформления органами местного самоуправления города Барнаула бесхозяйного имущества, утвержденного постановлением Администрации города Барнаула от 18.05.2022 N 683 (далее - Порядок N 683), администрации районов города Барнаула не позднее 30 рабочих дней со дня поступления сведений, в том числе от физических и юридических лиц, о наличии на территории города Барнаула имущества, имеющего признаки бесхозяйного имущества (далее - объект): направляют информацию о выявлении объекта в Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - комитет) с приложением фрагмента топографической карты с нанесением схемы местонахождения объекта, а также для объектов газоснабжения - строительного паспорта (при его наличии); для объектов инженерной инфраструктуры, построенных за счет средств участников долевого строительства, - протокола общего собрания участников долевого строительства о согласии на безвозмездную передачу их в муниципальную собственность (при его наличии); принимают меры по ограничению доступа неограниченного круга лиц к объекту, за исключением объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Комитет в течение пяти рабочих дней со дня получения информации включает объект в график проведения обследования объектов, который утверждается председателем комитета ежегодно, не позднее 15 марта. При выявлении объектов после утверждения графика объекты дополнительно включаются в график до первого числа месяца, следующего за месяцем их выявления (пункт 2.2 Порядка N 683).
Согласно пункту 2.3 Порядка N 683 комитет в течение 10 рабочих дней со дня получения информации направляет запросы: в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Управление имущественных отношений Алтайского края и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для подтверждения того, что объект не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался; в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, специализированным обслуживающим организациям о предоставлении проектной, исполнительной документации в отношении объекта; в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о предоставлении топографической основы с указанием объекта; специализированным обслуживающим организациям о предоставлении сведений о владельце объекта.
Как следует из пунктов 2.4 - 2.5 Порядка N 683 Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса предоставляют в комитет указанные в пункте 2.3 названного Порядка запрашиваемые документы либо сведения об их отсутствии; комитет организует проведение обследования технического состояния объекта в соответствии с графиком проведения обследования объектов с участием администрации района города Барнаула, на территории которого выявлен объект, комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула при выявлении объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, специализированных обслуживающих организаций.
Из положений пункта 2.6 Порядка N 683 следует, что комитет в течение 10 рабочих дней со дня проведения обследования составляет акт выявления бесхозяйного объекта по форме, установленной приложением к названному Порядку. Перечень бесхозяйного имущества ведется в соответствии с Порядком ведения перечня бесхозяйного имущества, утверждаемым приказом комитета.
Комитет в течение пяти рабочих дней со дня составления акта выявления бесхозяйного объекта направляет копию акта выявления бесхозяйного объекта: в отношении объектов инженерной инфраструктуры - в Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула вместе с проектной, исполнительной документацией (при ее наличии); в отношении иного объекта - в администрацию района города Барнаула, на территории которого он расположен (пункт 2.7 Порядка N 683).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка N 683 при выявлении бесхозяйного объекта теплоснабжения комитет в течение 60 дней со дня выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения: обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении бесхозяйного объекта теплоснабжения и обращается в орган регистрации прав для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения; обеспечивает проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации бесхозяйного объекта теплоснабжения.
При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности информирует об этом Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула (пункт 3.2.2 Порядка N 683).
Как следует из правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств - наличие правопритязаний на объект недвижимого имущества или фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что спорная тепловая сеть была построена обществом с ограниченной ответственностью "Донат" для обеспечения теплоснабжения здания, принадлежащего в настоящий момент обществу; из договора купли-продажи и акта приема-передачи от 11.11.2021 не усматривается, что АО "Алтайэнергосбыт" приняло в собственность спорный участок тепловой сети; наличие правопритязаний на спорный объект недвижимого имущества или фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом документально не подтверждены; администрация поставила на учет как бесхозяйный объект недвижимости спорную сеть теплоснабжения, о чем внесена запись в ЕГРН от 24.07.2023 N 22:63:020631:90-22/123/2023-1У.
Вопреки позиции подателя жалобы определение статуса бесхозяйного имущества не зависит от его технического состояния и количества эксплуатирующих его лиц; согласование в договоре теплоснабжения границ эксплуатационной ответственности не может служить основанием для отказа в признании участка тепловой сети бесхозяйным.
Таким образом, судами обосновано отклонен довод администрации о том, что спорный объект не является бесхозяйным.
В части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлено, что в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
В части 6.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ предусмотрен порядок, согласно которому до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения, а при несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения (часть 6.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (часть 6.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
Пунктом 4.1.2 Порядка N 683 прямо установлено, что уполномоченный орган готовит проект постановления администрации города об определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйной тепловой сетью.
Поскольку в материалы дела такого постановления не предоставлено, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
При этом судами обоснованно принято во внимание, что ряд предусмотренных в статье 15 Закона N 190-ФЗ мероприятий для надлежащего принятия на учет бесхозяйной сети уже фактически проведен, имело место обследование объекта, выявлено, что его ввод в эксплуатацию имел место, объект эксплуатируется и включен в схему теплоснабжения города, поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта, право органа местного самоуправления на бесхозяйный объект уже зарегистрировано.
Предложенная АО "СГК-Алтай" формулировка резолютивной части судебных актов не соответствует заявленным обществом требованиям и выходит за ее пределы. Заявление самостоятельных требований третьим лицом в суде кассационной инстанции не допустимо.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8938/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (часть 6.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
...
Поскольку в материалы дела такого постановления не предоставлено, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
При этом судами обоснованно принято во внимание, что ряд предусмотренных в статье 15 Закона N 190-ФЗ мероприятий для надлежащего принятия на учет бесхозяйной сети уже фактически проведен, имело место обследование объекта, выявлено, что его ввод в эксплуатацию имел место, объект эксплуатируется и включен в схему теплоснабжения города, поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта, право органа местного самоуправления на бесхозяйный объект уже зарегистрировано."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2024 г. N Ф04-2123/24 по делу N А03-8938/2023