г. Тюмень |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А03-6260/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Шохиревой С.Т.
рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайском краю на решение от 30.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 08.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А03-6260/2023 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Яровской теплоэлектрокомплекс" (658837, Алтайский край, город Яровое, улица Пушкина, дом 2А, ОГРН 1122210000880, ИНН 2210009187) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайском краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления.
Другие лица, участвующие в деле: Доманчук Олег Григорьевич (Алтайский край, город Яровое), Администрация города Яровое Алтайского края (658837, Алтайский край, город Яровое, улица Гагарина, дом 7, ОГРН 1022200883847, ИНН 2211001543).
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие "Яровской теплоэлектрокомплекс" (далее -предприятие, МУП "ЯТЭК") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, административный орган) от 14.04.2023 N 022/04/9.21-278/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб., и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 022/04/9.21-278/2023 (с учетом объединения дел NN А03-72391/2023 и А03-6260/2023 в одно производство для их совместного рассмотрения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Доманчук Олег Григорьевич (далее - Доманчук О.Г.), Администрации города Яровое Алтайского края (далее - администрация).
Решением от 30.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 08.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что представленная администрацией в антимонопольный орган информация о наличии в городе Яровое Алтайского края как открытой системы теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение), так и закрытой системы горячего водоснабжения исключала при вынесении оспариваемого постановления применение Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 (далее - Правила N 2115); при этом технические условия от 22.04.2022 N 74 не соответствуют не только требованиям Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130 (далее - Правила N 2130), но и Правил N 2115.
В отзывах на кассационную жалобу предприятие и администрация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Доманчук О.Г. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В рассматриваемом случае предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Названные требования связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, что позволяет рассматривать их в рамках одного судебного дела и применять положения параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, основанием для составления 16.03.2023 протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ послужило нарушением им пункт 17 Правил N 2130, выразившееся в указании в пунктах 5-10 технических условий от 22.04.2022 N 74 на присоединение к тепловым сетям жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, город Яровое, улица Комсомольская, дом 12 (далее - жилой дом), выданных Доманчуку О.Г., сведений, не предусмотренных указанным пунктом Правил N 2130.
Кроме того, предприятию внесено представление от 14.04.2023 N 022/04/9.21-278/2023, в соответствии с которым на него возложена обязанность по принятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, путем приведения технических условий от 22.04.2022 N 74 в соответствие с пунктом 17 Правил N 2130.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Судами установлено, что в управление поступило обращение Домачука О.Г.
(вх. N 2212940 от 26.12.2022) по вопросу, связанному с подключением жилого дома к централизованной системе горячего водоснабжения.
В ходе рассмотрения обращения управлением установлено, что в 2017 году предприятие выдало Домачуку О.Г. технические условия на присоединение к сети теплоснабжения объекта - жилого дома, с приложением схемы теплового узла с узлом коммерческого учета горячей воды. После выполнения технических условий и подключения жилого дома к системе теплоснабжения Домачук О.Г. пользовался услугами теплоснабжения (технические условия в части подключения к тепловым сетям с целью получения горячего водоснабжения не были выполнены в полном объеме).
19.04.2022 представителями предприятия был составлен акт N б/н о несанкционированном подключении к системе горячего водоснабжения в указанном жилом доме, после чего заявителю было предложено получить технические условия на подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.
20.04.2022 в адрес предприятия поступила заявка Домачука О.Г. (вх. N 376) на выдачу технических условий на подключение к системе централизованного теплоснабжения вышеуказанного жилого дома.
22.04.2022 заявителю выданы технические условия N 74 на присоединение к тепловым сетям, которыми предусмотрено подключение объекта Домачука О.Г. к системе горячего водоснабжения закрытого типа, с установкой водо-водяного подогревателя (пункты 7, 8).
Как следует из оспариваемого постановления управления о привлечении предприятия к административной ответственности, согласно Схеме теплоснабжения муниципального образования город Яровой Алтайского края на период до 2023 года, утвержденной постановлением администрации от 21.04.2022 N 312, система теплоснабжения в городе Яровое (отопление и горячее водоснабжение) является открытой, следовательно, указание МУП "ЯТЭК" в технических условиях от 22.04.2022 N 74 системы горячего водоснабжения (закрытого типа) не соответствует эксплуатируемой в городе Яровое открытой системе горячего водоснабжения.
Признавая незаконными оспариваемые постановление и представление, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система горячего водоснабжения -это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
Пунктом 8 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что с 1 января 2013 года подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.
В соответствии с пунктом 6.8 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети". Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 (в редакции, действующей с 21.05.2020, далее - СП 124.13330.2012), в существующих открытых системах теплоснабжения подключение новых потребителей горячего водоснабжения должно осуществляться через водо-водяные теплообменники на тепловых пунктах абонентов (по закрытой системе) с обеспечением (сохранением) качества сетевой воды согласно требованиям действующих нормативных документов.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что сотрудниками МУП "ЯТЭК" 19.04.2022 выявлен факт безучетного потребления горячего водоснабжения в жилом доме (к системе отопления врезана труба Ду-15 мм); на основании заявления Домачука О.Г. о выдаче технических условий на подключение к сетям теплоснабжения (в том числе с учетом изменения площади жилого дома) выданы технические условия от 22.04.2022 N 74, которыми предусмотрено подключение жилого дома к системе горячего водоснабжения закрытого типа с установкой водо-водяного подогревателя, что соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства; управлением не учтены положения Правил N 2115, которыми руководствовалось предприятие при выдаче технических условий.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и отменили оспариваемое постановление управления и, как следствие, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Довод управления относительно нарушение предприятием пункта 17 Правил N 2115 обоснованно отклонен судами, поскольку данное нарушение не вменялось административным органом предприятию.
Ссылка подателя жалобы на пункт 6.8 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", принятых постановлением Госстроя России от 24.06.2003 N 110, подлежит отклонению, поскольку указанный документ не действует с 01.01.2013 в связи с введением в действие СП 124.13330.2012.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 08.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6260/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что сотрудниками МУП "ЯТЭК" 19.04.2022 выявлен факт безучетного потребления горячего водоснабжения в жилом доме (к системе отопления врезана труба Ду-15 мм); на основании заявления Домачука О.Г. о выдаче технических условий на подключение к сетям теплоснабжения (в том числе с учетом изменения площади жилого дома) выданы технические условия от 22.04.2022 N 74, которыми предусмотрено подключение жилого дома к системе горячего водоснабжения закрытого типа с установкой водо-водяного подогревателя, что соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства; управлением не учтены положения Правил N 2115, которыми руководствовалось предприятие при выдаче технических условий.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и отменили оспариваемое постановление управления и, как следствие, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Довод управления относительно нарушение предприятием пункта 17 Правил N 2115 обоснованно отклонен судами, поскольку данное нарушение не вменялось административным органом предприятию.
Ссылка подателя жалобы на пункт 6.8 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", принятых постановлением Госстроя России от 24.06.2003 N 110, подлежит отклонению, поскольку указанный документ не действует с 01.01.2013 в связи с введением в действие СП 124.13330.2012."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2024 г. N Ф04-1733/24 по делу N А03-6260/2023