г. Тюмень |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А27-6671/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу акционерного общества "Кемеровская фармацевтическая фабрика" на решение от 13.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Тышкевич О.П.) и постановление от 07.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А27-6671/2023 по заявлению акционерного общества "Кемеровская фармацевтическая фабрика" (650055, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 121, ОГРН 1024200690722, ИНН 4200000365) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Кемеровской области - Кузбассу (650066, город Кемерово, проспект Октябрьский, здание 32, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании незаконными действий по отражению отрицательного сальдо.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Верховых Е.В.) приняли участие представители:
от акционерного общества "Кемеровская фармацевтическая фабрика" - Волков Е.В. по доверенности от 23.12.2023;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Кемеровской области - Кузбассу - Волучевский С.С. по доверенности от 18.12.2023, Кычкова Н.О. по доверенности от 26.12.2023, Ярмишкина О.О. по доверенности от 03.06.2024.
Суд установил:
акционерное общество "Кемеровская фармацевтическая фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - инспекция) по отражению в справке от 14.02.2023 N 2023-33277 отрицательного сальдо единого налогового счета (далее - ЕНС) налогоплательщика вследствие учета в составе совокупной обязанности недоимки по акцизам на этиловый спирт из пищевого сырья, винный спирт, виноградный спирт (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), производимые на территории Российской Федерации, в размере 12 626 990,91 руб., пени в размере 3 025 206,98 руб. и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из ЕНС общества указанной задолженности.
Решением от 13.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды неправильно применили подпункт 3.1. пункта 5 статьи 11.3. Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), не применили подлежащие применению абзац 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса, статью 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", что повлекло ошибочный вывод судов о соответствии действий инспекции по отражению спорной недоимки требованиям статьи 11.3. Налогового кодекса; факт указания недоимки в ЕНС порождает для общества негативные имущественные последствия.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной (корректировка N 5) налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за апрель 2020 года (сумма акциза, начисленная к уменьшению, 16 835 082 руб.) инспекцией вынесено решение от 04.08.2021 N 6674 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 191 637 руб.
Этим же решением обществу доначислен акциз в размере 1 916 371 руб., пени в размере 24 913,02 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление) от 07.10.2021 N 625 указанное решение инспекции от 04.08.2021 N 6674 отменено в части доначисления акциза на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию в размере 1 916 371 руб., начисления пени в размере 24 913,02 руб., начисления штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в размере 191 637 руб.; в части исчисленной обществом к уменьшению суммы акцизов на 1 916 371 руб. названное решение инспекции было утверждено; решение инспекции от 04.08.2021 N 6674 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" изменено на "решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Таким образом, в налоговой декларации по акцизам за апрель 2020 года с учетом ее корректировки решением инспекции от 04.08.2021 N 6674 (в редакции решения управления от 07.10.2021 N 625) сумма акцизов была исчислена к уменьшению (возврату из бюджета) в размере 14 918 711 руб.
Указанная сумма переплаты была зачтена инспекцией в счет уплаты акцизов, пени и штрафов, доначисленных инспекцией за май, июнь, июль 2020 года.
31.01.2023 общество представило инспекции уточненную (корректировка N 6) налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за апрель 2020 года, в которой увеличило сумму акцизов на 2 016 371 руб., исчисленную к уменьшению в уточненной (корректировка N 5) налоговой декларации по акцизам за указанный налоговый период с учетом ее корректировки решением инспекции от 04.08.2021 N 6674 (в редакции решения управления от 07.10.2021 N 625); в уточненной (корректировка N 6) налоговой декларации исчисленная обществом к уменьшению сумма акциза составила 16 935 082 руб.
Согласно справке инспекции от 14.02.2023 N 2023-33277 "о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС налогоплательщика", а также из "детализации сведений отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика по состоянию на 14.02.2023" на ЕНС общества отражена недоимка по акцизам на этиловый спирт из пищевого сырья, винный спирт, виноградный спирт (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), производимого на территории Российской Федерации, в сумме 12 626 990,91 руб. и задолженность по пеням в сумме 3 025 206,98 руб.
Основанием отражения на ЕНС указанной недоимки и пени послужило представление обществом уточненной (корректировка N 6) налоговой декларации и проведение по ней инспекцией налоговой проверки.
20.02.2023 общество обратилось в управление с жалобой на действия инспекции по отражению в справке недоимки по акцизам и пени.
Решением управления от 12.04.2023 N 07- 09/06056@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых действий инспекции налоговому законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В Налоговый кодекс Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения, которыми введены ЕНС и единый налоговый платеж.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Налогового кодекса единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с названным Кодексом, иные суммы денежных средств, подлежащие учету на ЕНС в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Налогового кодекса ЕНС признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Исходя из пункта 3 статьи 11.3 Налогового кодекса сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В соответствии с подпунктом 3.1. пункта 5 статьи 11.3 Налогового кодекса совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС лица (организации), в том числе на основе уточненных налоговых деклараций (расчетов) (за исключением уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в подпункте 4 названного пункта), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов): в случае их представления после наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) - со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных деклараций (расчетов), либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 Налогового кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки указанных деклараций (расчетов) или раньше указанного срока, если при проведении камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, либо со дня их представления, если указанные налоговые декларации (расчеты) представлены на основании требования о внесении соответствующих исправлений в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса или если в течение следующего рабочего дня после представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в абзаце первом названного подпункта, представлены уточненные декларации (расчеты), в которых по сравнению с ранее представленными уточненными налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) в размере, равном суммам налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), на которые они были уменьшены в уточненных налоговых декларациях (расчетах), указанных в абзаце первом названного подпункта.
Федеральный законодатель в указанном подпункте предусмотрел, что совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС лица (организации) со дня представления налоговых деклараций (расчетов) в случае, если указанные налоговые декларации (расчеты) представлены на основании требования о внесении соответствующих исправлений в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса или если в течение следующего рабочего дня после представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в абзаце первом названного подпункта, представлены уточненные декларации (расчеты), в которых по сравнению с ранее представленными уточненными налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) в размере, равном суммам налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), на которые они были уменьшены в уточненных налоговых декларациях (расчетах), указанных в абзаце первом названного подпункта.
Исходя из взаимосвязанных положений названных норм Налогового кодекса, по общему правилу, само по себе представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации в порядке подпункта 3.1 пункта 5 статьи 11.3 Налогового кодекса после наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) не влечет изменения в ЕНС в день представления такой декларации.
На основании положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, устанавливающих обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов.
При ином подходе нарушается баланс частных и публичных интересов, а также основополагающие принципы, гарантированные статьей 2 Конституции Российской Федерации государство (обязанность государства признавать, соблюдать, защищать права).
В рассматриваемом случае, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, представленная обществом налоговая декларация за апрель 2020 года является уточненной (корректировка N 6) и подана "к уменьшению" исчисленного (причитающегося к уплате) налога после срока уплаты налога.
Следовательно, вопреки выводам судов, применительно к рассматриваемому делу представление спорной декларации не должно было влечь изменения налоговой обязанности общества, отражаемой на его ЕНС, в день представления указанной декларации и до результатов ее проверки.
С учетом изложенного ошибочными являются выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемых действий инспекции.
Вместе с тем, принимая во внимание, что по результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации (корректировка N 6) инспекцией внесены изменения в ЕНС общества, исключены спорные задолженности по акцизам и пеням (восстановлено нарушенное право общества), данное обстоятельство подтверждено представителем общества в судебном заседании суда кассационной инстанции, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6671/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный законодатель в указанном подпункте предусмотрел, что совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС лица (организации) со дня представления налоговых деклараций (расчетов) в случае, если указанные налоговые декларации (расчеты) представлены на основании требования о внесении соответствующих исправлений в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса или если в течение следующего рабочего дня после представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в абзаце первом названного подпункта, представлены уточненные декларации (расчеты), в которых по сравнению с ранее представленными уточненными налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) в размере, равном суммам налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), на которые они были уменьшены в уточненных налоговых декларациях (расчетах), указанных в абзаце первом названного подпункта.
Исходя из взаимосвязанных положений названных норм Налогового кодекса, по общему правилу, само по себе представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации в порядке подпункта 3.1 пункта 5 статьи 11.3 Налогового кодекса после наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) не влечет изменения в ЕНС в день представления такой декларации.
На основании положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, устанавливающих обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов.
При ином подходе нарушается баланс частных и публичных интересов, а также основополагающие принципы, гарантированные статьей 2 Конституции Российской Федерации государство (обязанность государства признавать, соблюдать, защищать права)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2024 г. N Ф04-2041/24 по делу N А27-6671/2023