г. Тюмень |
|
17 июля 2024 г. |
Дело N А27-2700/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Шохиревой С.Т.
рассмотрел кассационную жалобу Администрации города Кемерово на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ветошкин А.А.) и постановление от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А27-2700/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Альфа" (650061, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Шахтеров, дом 40, помещение 45, ОГРН 1144205014502, ИНН 4205294285) к Администрации города Кемерово (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 54, ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) в лице Административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Компания Арсенал" (650003, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленинградский, дом 47, помещение 39, ОГРН 1184205003256, ИНН 4205365730) Спиридонов Дмитрий Валерьевич (Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Альфа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях (далее - административный орган) от 02.02.2023 N 20-ЮЛ/р о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 26-6 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (далее - Закон N 89-ОЗ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компания Арсенал", Спиридонов Дмитрий Валерьевич.
Решением от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, вменяемое обществу правонарушение не было выявлено в рамках единого контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем судами неправомерно применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, отзывы в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления 23.01.2023 протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ послужил выявленный 22.12.2022 должностным лицом административного органа факт самовольного изменения внешнего вида фасада здания, расположенного по адресу: город Кемерово, проспект Ленина, дом 52, путем размещения дополнительного оборудования - информационных конструкций (на фасаде здания над входом в помещение ломбарда "Ломбардный дом" размещена конструкция в виде объемных букв следующего содержания: "ЗОЛОТО", "ЛОМБАРДНЫЙ ДОМ", "Ювелирная мастерская"; на колонне крыльца при входе в помещение ломбарда "Ломбардный дом" размещено панно из самоклеящейся пленки (2шт.) в виде вертикальных букв "Ломбард"; на остеклении тамбура крыльца входа в помещении ломбарда "Ломбардный дом" размещены панно из самоклеящейся пленки следующего содержания: "Оценка 2100 руб. за 1 гр. за изделие 585 пробы", "Ставка 0,29 - 0,33 % в день", "Режим работы 9.00 - 20.00, 10.00 - 19.00").
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ устанавливает ответственность за нарушение (невыполнение) правообладателями объектов нежилого фонда требований, установленных муниципальными правовыми актами, к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций, выразившееся в нарушении требований к местам размещения информационных конструкций, размещении информационных конструкций путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (в том числе методом покраски, наклейки, напыления), размещении информационных конструкций в отсутствие согласования органа местного самоуправления в случае, если такое согласование предусмотрено муниципальными правовыми актами.
Примечанием к указанной статье определено, что под информационной конструкцией в данной статье понимается элемент благоустройства, выполняющий функцию информирования населения муниципального образования.
Под правообладателями объектов нежилого фонда понимаются собственники объектов нежилого фонда (зданий, помещений, строений, сооружений, внешних ограждающих конструкций), в том числе нестационарных объектов, а также иные лица, обязанные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, договора содержать указанные объекты.
Согласно пункту 4.13.1 Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 N 91 (далее - Правила благоустройства), содержание зданий (включая жилые дома), сооружений, фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений обеспечивают правообладатели зданий, сооружений, а также иные лица, обязанные в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов города Кемерово, договора содержать указанные объекты.
В силу пункта 4.13.4 Правил благоустройства изменение внешнего вида фасадов производится в соответствии с архитектурным решением, эскизом места размещения информационной конструкции по согласованию с Администрацией города Кемерово, за исключением случаев, установленных пунктом 4.13.6 названных Правил.
Под изменением внешнего вида фасада в силу подпункта "д" пункта 4.13.5 Правил благоустройства понимается установка дополнительного оборудования, элементов и устройств, в том числе информационных конструкций.
Согласно пункту 7.1.1 Правил благоустройства информационные конструкции не должны размещаться: в отсутствие или в нарушение решения о согласовании эскиза места размещения информационной конструкции и решения о согласовании внешнего вида фасадов зданий, строений, сооружений, нестационарных торговых объектов или их частей; предусматривая вертикальный порядок расположения букв на информационном поле информационной конструкции на многоквартирных домах; путем нанесения покрытия декоративными пленками более 1/3 остекленной поверхности витрин, оконного проема, тамбура, витража; с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны, светодиодная панель, бегущая строка).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество на основании договора безвозмездного пользования от 01.03.2021 N 1-2021 на момент проведения проверки являлось правообладателем спорного помещения; информационные конструкции размещены на фасадах зданий без получения в установленном порядке решения о согласовании эскиза места их размещения.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований к размещению информационных конструкций, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание за административное правонарушение назначено в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обстоятельства совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения были выявлены должностными лицами административного органа 22.12.2022 в ходе проведения одного мероприятия - объезда территории, проведенного на основании одного распоряжения администрации, при этом в отношении общества было вынесено несколько постановлений о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В КоАП РФ под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимается деятельность всех уполномоченных органов, которые осуществляют контрольные (надзорные) функции и выявляют правонарушения в отдельных сферах. В целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор), муниципальный контроль" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Поскольку обстоятельства совершения обществом нескольких самостоятельных административных нарушений ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ, выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости в рассматриваемом случае применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что одно из вышеназванных постановлений по делу об административном правонарушении от 02.02.2023 N 18-ЮЛ/р вступило в законную силу, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление от 02.02.2023 N 20-ЮЛ/р.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2700/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В КоАП РФ под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимается деятельность всех уполномоченных органов, которые осуществляют контрольные (надзорные) функции и выявляют правонарушения в отдельных сферах. В целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор), муниципальный контроль" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Поскольку обстоятельства совершения обществом нескольких самостоятельных административных нарушений ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 26-6 Закона N 89-ОЗ, выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости в рассматриваемом случае применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
...
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2700/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2024 г. N Ф04-2035/24 по делу N А27-2700/2023