г. Тюмень |
|
22 июля 2024 г. |
Дело N А27-20771/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Мариинского муниципального округа на решение от 09.02.2024 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 04.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Михайлова А.П.) по делу N А27-20771/2023 по заявлению Администрации Мариинского муниципального округа (652150, город Мариинск, улица Ленина, дом 38, ОГРН 1024201364439, ИНН 4213004230) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу (650000, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 24, ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760) в лице территориального отдела в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах (652152, город Мариинск, улица 1-й Микрорайон) об оспаривании предостережения.
Другое лицо, участвующее в деле, - Мариинское территориальное управление Администрации Мариинского муниципального округа (652150, город Мариинск, улица Ленина, дом 40, ОГРН 1084213000057, ИНН 4213007174).
Суд установил:
Администрация Мариинского муниципального округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предостережения начальника территориального отдела в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление Роспотребнадзора) от 14.09.2023 N 99-СО.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Мариинское территориальное управление администрации (далее - управление администрации).
Решением от 09.02.2024 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое предостережение объявлено ненадлежащему лицу, поскольку обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального образования возложена на управление администрации.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) объявил администрации предостережение от 14.09.2023 N 99-СО о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных статьями 2, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), пунктами 3, 8 - 10 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), при создании и содержании места (площадки) накопления ТКО у домов NN 18, 20, 22а по улице Пальчикова в городе Мариинске Кемеровской области - Кузбасса.
Не согласившись с указанным предостережением, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о соответствии оспариваемого предостережения действующему законодательству, отсутствии нарушений прав и законных интересов администрации в сфере экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 46 Закона N 52-ФЗ, пунктами 4, 11 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100, пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, пунктами 1, 8.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 699, управление Роспотребнадзора является территориальным органом Роспотребнадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях названного Закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1 Закона N 248-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ проведение направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий, в том числе объявление предостережения, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Так, в силу статьи 49 Закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (часть 1).
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном названным Законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2).
В рассматриваемом случае основанием для объявления должностным лицом управления Роспотребнадзора оспариваемого предостережения послужил выявленный в ходе осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) факт несоответствия размещенной на территории муниципального округа площадки для накопления ТКО санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В силу пунктов 1, 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 3 Правил N 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования Мариинского муниципального округа, принятого решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 19.11.2021 N 5/2 (далее - Устав), структуру органов местного самоуправления Мариинского муниципального округа составляют: Совет народных депутатов - представительный орган Мариинского муниципального округа; глава Мариинского муниципального округа - высшее должностное лицо Мариинского муниципального округа; администрация - исполнительно-распорядительный орган Мариинского муниципального округа; контрольно-ревизионная комиссия - контрольно-счетный орган Мариинского муниципального округа.
В силу пункта 1 статьи 40 Устава администрация исполняет полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа, за исключением отнесенных федеральными законами, законами Кемеровской области - Кузбасса, названным Уставом к полномочиям Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа, главы Мариинского муниципального округа.
При этом в структуру администрации могут входить ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы (в том числе наделенные правами юридического лица), которые призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории (пункты 6 - 8 статьи 39 Устава).
Вместе с тем такие структурные подразделения администрации к органам местного самоуправления не отнесены (кассационные определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2020 по делу N 30-КАД20-1-К5, N 30-КАД20-2-К5).
Таким образом, полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на территории Мариинского муниципального округа наделена именно администрация как единственный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункта 2 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (пункт 3); владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к названным Правилам (пункт 8); при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9); контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки (пункт 10).
Материалами дела подтверждается и администрацией не оспаривается факт несоответствия спорного места (площадки) накопления ТКО вышеназванным санитарным требованиям (наличие повреждений на ограждении контейнерной площадки; отсутствие специальной площадки для крупногабаритных отходов; на контейнерной площадке и на территории по ее периметру имеются скопления мусора; контейнеры не оборудованы крышками).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у управления Роспотребнадзора правовых оснований для объявления администрации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области обращения с ТКО, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы возложение на его структурное подразделение - управление администрации, не являющееся органом местного самоуправления, в числе прочих функции по участию в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Мариинского муниципального образования, в том числе по заключению контракта на оказание услуг по вывозу мусора, содержанию мест сбора и накопления мусора и контроля за его соблюдением, не свидетельствует об объявлении оспариваемого предостережения ненадлежащему лицу.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы администрации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.02.2024 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.04.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20771/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (пункт 3); владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к названным Правилам (пункт 8); при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9); контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки (пункт 10)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июля 2024 г. N Ф04-2717/24 по делу N А27-20771/2023